наталья Бобылева
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое
занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а
значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима,
как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться
творческим способностям.
Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения
изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это
уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые,
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое
мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет
работа.
Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно заинтересовать. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из
сидящих за маленьким столом, – и рождается действие, в котором все
участвуют на равных основаниях.
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать
богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее
психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-
педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия
формируются у ребёнка по мере развития его речи.
Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи
дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать
проблемы речевого развития.
"Дидактический мяч»
Активно используется пособие "Дидактический мяч", с помощью которого
детей учим находить слова - антонимы. Мама (папа) предлагает слово –существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит
противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный;
плакать - смеяться.
Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. - … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.
Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на
Соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами
придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт
речь.
Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек.
Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и
придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка
передвигается к маме, папе, брату и т. д. каждый игрок дополняет картинку
определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее
словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Шкатулка со сказками»
Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.
Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки.
Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как
первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой
предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы
собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз
получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях
придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
Игра “Превращения”.
Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться
кружка без ручки (в стакан, кепка без козырька (в шапку, кувшин без
горлышка и ручки (в вазу, диван без спинки (в кровать, стул без спинки (в
табурет, кресло без подлокотников (стул).
Игра “Исправь ошибку”.
Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета
(объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных
варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части
сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет
так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».
Примерный речевой материал :
- внучка маленькая, а бабушка старенькая;
- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;
- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;
- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;
- Заяц серый, а петушок смелый;
- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;
- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;
- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п.
Игра "А что, если"
Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли ребенка: - Если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой. - Мы собираемся гулять в лесу, до дома далеко. - Тогда я. Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т. п.
Игра "Наоборот"
Предложите ребенку отгадать обратные признаки, действия (функции) холодный -? полный -). А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например, что у нас острое и тупое одновременно? ( Нож: лезвие острое, ручка - тупая.) Придумайте теперь обратные действия (разрезать -). Это основа, а дальше уже можно переходить к главному: формулировать противоречие и решать изобретательские задачи. Помните, что решения изобретательских задач могут быть более или менее удачные. Наилучшее определяется с точки зрения идеального конечного результата. Так что работа по материалам ТРИЗ - это творчество. Приведем примеры задач:
Я инопланетянин. Как вы мне объясните, что такое "карандаш"? Только моему переводчику очень тяжело переводить множество слов вашего объяснения, пожалейте его.
Как измерить ядовитую змею в зоопарке, чтобы она не укусила?
Игра "Теремок"
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.
Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.
Ход игры: каждый участник (мама, пап, сестра, братья) получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?
- А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные могут помочь. Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы.
Игра "Маша - Растеряша"
Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы при решении проблем. Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к ребенку:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например хлеб отрезать? Играющий называют те вещи, что подходят для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.