Получи документы

Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»

наталья Бобылева
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое

занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а

значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима,

как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться

творческим способностям.

Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения

изобретательских задач. Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это

уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые,

Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии“» размещена в разделах

наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое

мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет

работа.

Занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ-технологий – это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно заинтересовать. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из

сидящих за маленьким столом, – и рождается действие, в котором все

участвуют на равных основаниях.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать

богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее

психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ТРИЗ-

педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению.

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия

формируются у ребёнка по мере развития его речи.

Именно методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи

дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать

проблемы речевого развития.

"Дидактический мяч»

Активно используется пособие "Дидактический мяч", с помощью которого

детей учим находить слова - антонимы. Мама (папа) предлагает слово –существительное (прилагательное, глагол, а ребёнок говорит

противоположное по значению. Пример: грусть - радость; белый - чёрный;

плакать - смеяться.

Игра «Дразнилка»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др. - … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на

Соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами

придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт

речь.

Игра «По кругу»

Дети сидят вокруг стола. В руках мамы стопка перевёрнутых карточек.

Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и

придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая». Картинка

передвигается к маме, папе, брату и т. д. каждый игрок дополняет картинку

определением и передвигает по кругу. Игрок, назвавший последнее

словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Игра «Шкатулка со сказками»

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки.

Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как

первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой

предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы

собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз

получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях

придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Игра “Превращения”.

Содержание: Взрослый даёт задание назвать то, во что может превратиться

кружка без ручки (в стакан, кепка без козырька (в шапку, кувшин без

горлышка и ручки (в вазу, диван без спинки (в кровать, стул без спинки (в

табурет, кресло без подлокотников (стул).

Игра “Исправь ошибку”.

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета

(объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных

варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части

сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет

так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Примерный речевой материал :

- внучка маленькая, а бабушка старенькая;

- Ослик Иа большой, а Винни Пух толстый;

- Лиса хитрая, а Колобок жёлтый;

- Гулливер высокий, а Дюймовочка маленькая;

- Заяц серый, а петушок смелый;

- Винни Пух любит мёд, а Пятачок розовый;

- Дюймовочка лёгкая, а ласточка большая;

- У Пьеро рукава длинные, а у Мальвины волосы голубые и т. п.

Игра "А что, если"

Предложите ребенку простой вопрос из повседневного быта или сказки, которую вы читаете вместе: "А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?". "А что, если ты промочишь ноги на прогулке?". Не отметайте ни одного решения, просто анализируйте работу мысли ребенка: - Если я промочу ноги, то, наверное, пойду домой. - Мы собираемся гулять в лесу, до дома далеко. - Тогда я. Понимание противоречий - одна из важнейших составляющих ТРИЗ. Не бойтесь показывать их ребенку в быту: в этом комбинезоне ты будешь очень красивая, но в нем неудобно играть в песке; мы можем подольше погулять, но тогда закроется магазин, и мы не успеем купить вкусного и т. п.

Игра "Наоборот"

Предложите ребенку отгадать обратные признаки, действия (функции) холодный -? полный -). А теперь придумайте, что совмещает в себе эти свойства? Например, что у нас острое и тупое одновременно? ( Нож: лезвие острое, ручка - тупая.) Придумайте теперь обратные действия (разрезать -). Это основа, а дальше уже можно переходить к главному: формулировать противоречие и решать изобретательские задачи. Помните, что решения изобретательских задач могут быть более или менее удачные. Наилучшее определяется с точки зрения идеального конечного результата. Так что работа по материалам ТРИЗ - это творчество. Приведем примеры задач:

Я инопланетянин. Как вы мне объясните, что такое "карандаш"? Только моему переводчику очень тяжело переводить множество слов вашего объяснения, пожалейте его.

Как измерить ядовитую змею в зоопарке, чтобы она не укусила?

Игра "Теремок"

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т. д. На каждого ребенка - один рисунок.

Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры: каждый участник (мама, пап, сестра, братья) получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает одного хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (кстати, теремок может быть чисто условным - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я (называет себя, например, яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары, и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные могут помочь. Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком. Тогда ведущий и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем, а вместо рисунков используйте бытовые предметы.

Игра "Маша - Растеряша"

Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы при решении проблем. Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры: ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к ребенку:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла (называет какой-то предмет, например нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например хлеб отрезать? Играющий называют те вещи, что подходят для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой. А можно и рукой отломать! Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Речевое развитие в соответствии с ФГОС» Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.

Использование приёмов ТРИЗ — технологии в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, изобретателю, писателю.

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Едет, плавает, летает» для младших дошкольников с использованием технологии ТРИЗКонспект интегрированного занятия по ФЦКМ «Едет, плавает, летает» для младших дошкольников с использованием технологии ТРИЗ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

«Дикие животные Севера». Конспект ОД по познанию с использованием приёмов с элементами ТРИЗ Цель: расширение представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности к ним. Программные.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для родителей «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?» При некоторых речевых нарушениях у детей можно.

Консультация для родителей «Развитие диалогической речи дошкольников с использованием игр-драматизаций» Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством.

Развитие речи дошкольников средствами технологии ТРИЗ Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ по познавательно-речевому.

Речевое развитие дошкольников средствами технологии ТРИЗ Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ по познавательно-речевому.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4–5 лет» Тема: «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ» Важно исправлять нарушения речи вовремя, то есть в детском саду. И это крайне важно. Многие рассуждают:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 16:37
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников с использованием приёмов ТРИЗ — технологии»» (включая файлы) размещена пользователем наталья Бобылева (УИ 560860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД