Елена Бажитова
Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач, решаемых педагогами дошкольных образовательных учреждений, – развитие речевых навыков.
Проблема всегда была актуальна и останется таковой в обозримом будущем, ведь люди ещё не в состоянии передавать мысли и образы посредством телепатии.
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Общаясь, дети с поразительной лёгкостью познают окружающую реальность, приобретают опыт, полезные навыки, учатся выражать с помощью слов эмоции, требования, желания. Поэтому крайне важно овладеть родным языком до того момента, когда придёт пора идти в первый класс.
Ознакомившись с методической литературой, проанализировав данные, полученные в результате исследований авторитетных педагогов, понаблюдав за малышами, можно понять, что лучше всего способствует развитию речи игра. Дети задействованы большую часть времени именно в этом процессе. Так почему бы не привнести в него дидактическую составляющую?
Благодаря дидактическим играм быстрее развиваются все стороны личности маленького человечка. По мнению психолога А. В. Запорожца, дидактические игры способствуют формированию способностей, общему развитию. Их роль не ограничивается вспомогательной функцией при усвоении определённых умений и знаний.
Иными словами, игра позволяет наставнику достичь преследуемой цели, то есть обучить подопечного, а ребёнку получить массу положительных эмоций от участия в процессе. Обе стороны довольны и не испытывают ни малейшего дискомфорта.
Дидактическим играм, предназначенным для развития речи дошколят, под силу решение следующих задач:
• пополнение словарного запаса, что обеспечивает полноценное общение;
• оказание помощи в понимании значения того или иного слова, правильном его употреблении, в составлении выражений;
• понимание обобщающих значений слов;
• обучение навыку, позволяющему мыслить образно, умению описывать словами события, образы, объекты, чувства;
• расширение понятий, которые можно отображать речевыми конструкциями;
• преподавание первых уроков этики, психологии, нравственности, помогающих усваивать моральные принципы, адаптироваться в социальной среде, грамотно высказывать и отстаивать своё мнение;
• активация отделов головного мозга, ответственных за воображение;
• развитие образного и логического мышления, необходимого для решения задач, постановку которых требуют условия игры;
• создание предпосылок к тому, чтобы дети не только заучивали новые слова, но и активно использовали их в повседневном общении.
Дидактические игры не так просты, как порой кажется на первый взгляд. В основу положена структура, базирующаяся на главных элементах. Такой подход способствует усвоению нового, полезного, интересного в форме развлечения.
Пожалуй, можно выделить три элемента, на которых строится игра.
1. Дидактическая задача. Её определяют конкретные цели воспитательного и обучающего характера.
2. Правила. Без них не получится координировать поведение малышей. Условиями игры могут разрешаться, запрещаться, поощряться те или иные поступки, побуждающие к принятию решений.
3. Действия. Способствуют выполнению правил.
Наличие этих трёх составляющих трансформирует любую игру в дидактическую.
Не следует недооценивать значение педагога. Он должен доходчиво объяснять непонятные моменты, рассказывать поучительные истории, задавать вопросы, отвечать на них, раскрывать содержание игры, вести себя тактично, не давать подопечным распоясаться, но и не подавлять их. Короче говоря, между детьми и взрослыми нужно наладить контакт, способствующий созданию доверительной атмосферы.
Для каждой возрастной группы надо предусмотреть разноплановые игры. Однако вовсе не значит, что их должно быть много. В приоритете качество, а не количество. Когда игр более чем достаточно, у ребят рассеивается внимание, и они в полной мере не осваивают дидактический материал.
Желательно избегать постановки чрезвычайно сложных задач или очень уж лёгких. Нужно ориентироваться на возраст детей, уровень их знаний, контактность. Если игры подобрать правильно, то ни один ребёнок в группе не заскучает и будет активно искать ответы на поставленные вопросы.
Опытные наставники вводят новые игры постепенно. Акцент делается на доступность и одновременно на необходимость задействования интеллектуального потенциала воспитанников. Последнее как раз способствует развитию самодисциплины.
Дошкольники нередко играют друг с другом, что положительно влияет на совершенствование речевых навыков. Лучше их не отвлекать от этого занятия, дабы не пропал интерес.
Многие считают, что эффективность дидактических игр обусловлена ещё тем, что ими можно занять детей дома. В полезности таких игр сомнений нет, так как они способствуют своевременному выявлению нарушений в речевом развитии, их коррекции.