МААМ-картинки

Рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам в подготовительной группе

Ольга Соколова
Рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам (подготовительный возраст):

• обогащение, уточнение и активизация словаря;

• упражнения на формирование грамматически правильной речи;

• формирование фонематического слуха;

• артикуляционная гимнастика;

пальчиковая гимнастика

Обобщение, уточнение и активизация словарного запаса.

Овощи и фрукты.

(октябрь 1 неделя)

Цель: расширять представления о растениях. Закреплять названия, их зависимость от наличия влаги, тепла, света. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в огородах и садах. Дать представления о механизации в сельском хозяйстве: коллективности, зависимости городских жителей от труда колхозников. Учить сравнивать: помидор – морковь, овощ – фрукт, овощ – ягода, фрукт – ягода. Описывать свойства: сочность, твёрдость, мягкость. Знать строение фруктовых деревьев: корни, ствол, кора, ветви, листья, плоды.

Существительные Редька, чеснок, кабачок, вершок, корешок, плуг, борона, картофелекопалка, ящики, грузовики, соленье, подвал, овощехранилище, теплица, рассада, стручок, винегрет, бобы, фасоль, овощевод, укроп, подсолнух, тыква, ананас, персик, киви, мандарин, гранат, абрикос, виноград, повидло, магазин, семя, аромат, джем.

Глаголы Очищать, резать, мыть, закрывать, сохранять, зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, пахать, мариновать, солить.

Прилагательные Крупный, мелкий, чесночный, острый, хрустящий, полезный, лечебный, холодный, кислый, цветной, душистый, аппетитный, ананасовый, персиковый, мандариновый, абрикосовый, виноградный, сочный, твёрдый, мягкий, ароматный, румяный, арбузный, гранатовый, медовый.

Наречия Сообща, вместе, полезно, вовремя, ароматно.

Упражнения на формирование грамматически правильной речи

Игра «Чего нет?»

Чему учится ребёнок: образовывать имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа; составлять с этими словами предложения.

Оснащение: муляжи или предметные картинки овощей.

Ход игры: Рассмотрите овощи и назовите их. Попросите ребёнка закрыть глаза, и в это время уберите один из овощей.

Предложите ребёнку внимательно посмотреть, вспомнить и сказать, чего не стало?

Игра «Какая начинка?»

Чему учится ребёнок: образовывать относительные прилагательные.

Оснащение: картинка.

Ход игры: Спросите ребёнка: «Как называется человек, выращивающий овощи?» (овощевод)

Рассмотрите вместе с ребёнком сюжетную картинку. Скажите, что овощевод пришёл в гост не с пустыми руками. Он принёс пироги. Предложите ребёнку угадать, какая начинка в каждом пироге. Подсказка – на тарелке нарисованы те овощи, из которых приготовлена начинка для лежащих на ней пирогов.

Игра «Подбери родственное слово»

Чему учится ребёнок: подбирать родственные слова.

Оснащение: предметные картинки овощей.

Ход игры: Предложите ребёнку рассмотреть предметные картинки и ответить на ваши вопросы: «Как можно назвать эти предметы одним слово?» (Овощи) «Как можно назвать человека, который выращивает овощи?» (Овощевод) «Как называется салат из овощей?» (Овощной) «Как называется сок из овощей?» (Овощной).

Игра «Как сказать иначе?»

Чему учится ребёнок: образовывать причастия и употреблять их в речи.

Оснащение: предметные картинки.

Ход игры: предложите ребёнку составить предложения. Объясните ему, что при помощи вопроса можно образовать новое слово. Дайте образец фразы: «Папа копает. – Какой папа? – Папа, копающий землю. Мама поливает. – Какая мама? – Мама, поливающая огород. Бабушка пропалывает грядку. – Какая бабушка? – Бабушка, пропалывающая грядку. Огурец висит. – Какой огурец? – Огурец, висящий на плети. Кабачок лежит. – Какой кабачок? – Кабачок, лежащий на грядке».

Игра «Изменялки, прибавлялки»

Чему учится ребёнок: образовывать глаголы с приставками вы-, пере-, за-, от-.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку поиграть – придумывать новые слова. Скажите слово и предложите ребёнку прибавить к нему в начале один или несколько звуков. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.

Лексический материал:

копает – перекапывает, закапывает, выкапывает, откапывает, накопает;

льёт – переливает, заливает, поливает, выливает, отливает, наливает;

сажает – высаживает, пересаживает, отсаживает.

Игра «Много»

Чему учится ребёнок: употреблять в речи имена существительные в родительном падеже множественного числа в сочетании с наречием «МНОГО».

Оснащение: предметные картинки.

Ход игры: подберите изображения различных фруктов и предложите ребёнку сказать, каких фруктов у него много? (У меня много яблок, много груш, много слив, много лимонов, много апельсинов, много бананов, много гранатов, много киви, много кокосов, много ананасов).

Игра «Найди быстро ошибку»

Чему учится ребёнок: образовывать от имен существительных прилагательные.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку поиграть. Скажите, что вы будете произносить фразу, а ребёнка попросите найти в ней ошибку. Объясните, что правильный ответ ему подскажет ваш вопрос.

Прочтите фразу: «На дереве растут (красота) яблоки». Спросите: «Какие яблоки растут на дереве?» Продолжайте: «Мы собрали (богатство) урожай груш». Какой урожай мы собрали? Мама купила дочке (сладко) персик. Какой персик купила мама? Бабушка запрещает есть (грязно) фрукты. Какие фрукты запрещает есть бабушка?».

Обобщение, уточнение и активизация словарного запаса.

Лес. Грибы. Ягоды.

(октябрь 2 неделя)

Цель: Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах. Познакомить с зависимостью названия гриба от места произрастания, внешнего вида. Закреплять умение вести себя в природе.

Упражнения на формирование грамматически правильной речи

Игра «Один – много»

Чему учится ребёнок: изменять имена существительные по числам.

Оснащение: подберите картинки, на которых изображены один и несколько грибов.

Ход игры: предложите ребёнку назвать каждый нарисованный предмет. Сказать, как это будет звучать, если этих предметов будет много.

Лексический материал: белый гриб – белые грибы; лисичка – лисички; подберёзовик – подберёзовики; подосиновик – подосиновики; груздь – грузди.

Игра «Сколько грибов в банке?»

Чему учится ребёнок: согласовывать имена существительные, обозначающие названия грибов, с числительными «два» и «пять».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 18).

Ход игры: предложите ребёнку послушать небольшой рассказ: «Бабушка и внучка ходили в лес за грибами. Набрали полное лукошко. Устали. Внучка легла на лавку, да и заснула. А бабушка решила грибы засолить. Почистила их, помыла, по банкам разложила. А тут и внучка проснулась. Лежит на лавке да грибы в банках считает».

Предложите ребёнку помочь внучке сосчитать грибы в банках и назвать, сколько грибочков в каждой банке.

Например: «В высокой банке – две лисички, пять подосиновиков, два опёнка, две сыроежки. В низенькой банке – два рыжика, два опёнка».

Игра «Делает – сделал»

Чему учится ребёнок: различать совершенный и несовершенный вид глаголов.

Оснащение: парные картинки.

Ход игры: подберите сюжетные картинки, на которых изображены выполненные и незаконченные действия. Выкладывайте картинки перед ребёнком по одной. Попросите ребёнка подобрать пару к картинке, выложенной вами перед ним.

Лексический материал: собирает – собрал; чистит – почистил; режет – порезал; солит – посолил; варит – сварил.

Игра «Хвастуны»

Чему учится ребёнок: образовывать имена существительные в творительном падеже.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 21).

Ход игры: расскажите детям небольшую историю: «Собрались дети на лесной полянке. Лукошки полным-полны. Грибов в них видимо-невидимо. Стали дети хвастаться. Маша говорит: «У меня корзина с…». А название грибов и забыла. Скажите: «Помоги Маше вспомнить, с чем ее корзина». (С опятами). Продолжите: «А Петя тоже начал хвастаться, да название своих грибов тоже забыл. Скажи, с какими грибами его корзина?» (С груздями).

Завершите рассказ: «Подошли дети к станции. Поставили лукошки на платформу. Стоят, электричку ждут. А на станции грибники. У одного корзина с (сыроежками). У другого с (белыми грибами). Щедрый лес – на всех грибов хватит!

Игра «Готовим грибные блюда»

Чему учится ребёнок: образовывать имена прилагательные.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку порассуждать о том, что можно приготовить из грибов.

Расскажите, что из грибов хороший повар может приготовить много вкусных блюд. Один повар поделился названиями грибных блюд. Но он их зашифровал. Попросите ребёнка расшифровать названия грибных блюд. Это можно сделать, если закончить начатое вами предложение и ответить на вопрос

какой(-ая!

Лексический материал:

Пирог с грибами. Какой пирог? – Грибной пирог.

Суп с грибами. Какой суп? – Грибной суп.

Икра из грибов. Какая икра? – Грибная икра.

Рагу с грибами. Какое рагу? – Грибное рагу.

Игра «Подбери родственные слова»

Чему учится ребёнок: подбирать родственные слова с опорой на предметные картинки.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: предложите ребёнку поиграть. Выкладывайте перед ним по одной картинке и задавайте вопросы: «Что изображено на картинке?» (Гриб).

«Как называется человек, собирающий грибы?» (Грибник).

«Как называется пирог с грибами?» (Грибной пирог).

Назовите слова: «Гриб, грибник, грибной».

Предложите ребёнку подумать и ответить, что общего между названными вами словами? (Эти слова родственные – однокоренные).

Игра «Уходи скорее вон!»

Чему учится ребёнок: называть однокоренные слова, называть «лишнее» слово, обосновывать свой выбор.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку поиграть. Попросите его внимательно прослушать произнесённые вами слова; назвать однокоренные слова; определить лишнее слово, обосновать свой выбор. Прочтите рифмовку:

Слушай и запоминай,

Родственников выбирай.

Если нам чужой, уходи домой!

Лексический материал: гриб – грибник – грипп; лес – лесник – леска; берёза – подберёзовик – борзая.

Игра «Найди друга»

Чему учится ребёнок: называть близкие по значению слова.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку подобрать и назвать слова, близкие по значению к названному вами.

Лексический материал: вырывать (выдёргивать, собирать (искать, торопиться (спешить, шагать (идти, ступать, смотреть (глядеть, большой гриб (огромный гриб, маленький гриб (крохотный гриб).

Игра «Подбери и скажи»

Чему учится ребёнок: подбирать однокоренные слова (родственные слова).

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку закончить начатые вами предложения.

Соль лежала в стеклянной банке.

Для чего она лежала?

Чтобы (солить).

Что солить? (Грибочки).

Будут грибочки (солёными,

Солёными да желанными, зимними вечерами долгожданными.

Игра «Идём в лес»

Чему учится ребёнок: способам словообразования путём добавления слога в конце слов и изменения значения слов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: прочтите стихотворения.

В лесу лисички у лисёнка.

Лесная радость для ребёнка.

Кто там по лесу идёт?

Кто корзиночку несёт?

Грибники встают с утра

Приведёт к грибам тропа.

Очень рад лесной народ.

Нынче вышел грибной год.

Игра «Дополни предложение»

Чему учится ребёнок: понимать смысловое значение слов; составлять синонимические ряды слов.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: предложите ребёнку дополнить начатое предложение, подбирая слова, обозначающие признаки предмета. Прочтите предложения:

«День был пасмурный (дождливый, унылый). На даче посадили маленькие (крохотные, малюсенькие) кустики смородины. День ясный (погожий, безоблачный, светлый)».

Игра «Объясни»

Чему учится ребёнок: понимать переносное значение слов и правильно использовать их в своей речи.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребёнка определить, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.

Лексический материал:

Растёт кустик клубники, малыш, дом;

Нарядилась яблоня, девочка;

Плачет ребёнок, свеча, вьюга;

Красные ягоды, дни, щёки;

Сладкая малинка, девочка, конфетка;

Кислые ягоды, лица, фрукты;

Попросите ребёнка составить предложения, употребив слова сначала в прямом, а затем в переносном значении.

Попросите ребёнка назвать слова, употребляющиеся в прямом и переносном значении:

Бросил палку сверху Мишка.

Падай в шапку с ёлки, шишка!

Шишка – хлоп по голове.

Стало шишек сразу две. (Е. Петрищева)

Игра «Назови нужное слово»

Чему учится ребёнок: подбирать антонимы.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку назвать нужное слово, закончив начатое вами предложение.

Лексический материал:

Дерево высокое, а куст (низкий).

Сад растёт близко от дома, а лес (далеко).

Ветка толстая, а веточка (тонкая).

Река глубокая, а лужа (мелкая).

В ведре горячая вода, а в реке (холодная).

Голубика сладкая, а клюква (кислая).

Рябина горькая, а земляника (сладкая).

Игра «Я – мы, ты – вы, он, она, оно – они»

Чему учится ребёнок: правильно изменять грамматическую форму глагола в зависимости от используемых местоимений.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 18).

Ход игры: предложите ребёнку назвать нужное слово, дополнив начатое вами предложение сначала с опорой на картинки, а затем без картинок.

Лексический материал: Я копаю – мы копаем.

Я сажаю – мы сажаем.

Я поливаю – мы поливаем.

Я снимаю – ты снимаешь.

Я чищу – ты чистишь.

Я мою – ты моешь.

Я ищу – он ищет.

Я кладу – он кладёт.

Я срываю – он срывает.

Игра «Назови ласково»

Чему учится ребёнок: образовывать новые слова с помощью суффиксов.

Оснащение: мяч.

Ход игры: бросайте мяч ребёнку, одновременно называя слово. Попросите ребёнка, возвращая мяч, образовывать слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Лексический материал: Малина – малинка;

Клубника – клубничка;

Смородина – смородинка;

Рябина – рябинка;

Вишня – вишенка.

Предложите ребёнку образовывать слова с помощью суффикса –ищ-:

Куст – кустище;

Лист – листище;

Ягода – ягодища;

Жук – жучище;

Паук – паучище.

Игра «Подумай и составь сочетание из слов»

Чему учится ребёнок: образовывать прилагательные от существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку составить словосочетания из двух слов, предложенных в начальной форме.

Лес и земляника - (лесная земляника).

Сок и ягоды - (ягодный сок).

Молодость и куст - (молодой куст).

День и сон - (дневной сон).

Лето и жара - (летняя жара).

Лес и поляна - (лесная поляна).

Сад и малина - (садовая малина).

Игра «Исправь ошибки»

Чему учится ребёнок: правильно употреблять предлоги в своей речи.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите предложения. Предложите ребёнку найти и исправить ошибки.

Ира пошла за ягодам и грибами из лес.

У небе светит солнце.

Погода хорошая, у небе ни облачка.

Растут за кустах сочные красные ягоды.

Села Ира по корточки, стала собирать ягоды на корзинку.

Пришла Ира с лесу с полной корзинкой ягод.

Обобщение, уточнение и активизация словарного запаса.

Дикие животные осенью.

(октябрь 3 неделя)

Цель: расширять и углублять знания детей о диких животных. Учить дифференцировать животных (хищные, травоядные, всеядные, сравнивать (животное – птица; домашние – дикие; хищные – травоядные); находить общие признаки, описывать. Закрепить представления о подготовке их к зимовке. Познакомить с охраняемыми видами животных, «Красной книгой», заповедниками.

Существительные Зверь, животное, заяц, зайчиха, зайчонок, медведь, медвежонок, лис, лиса, лисёнок, белка, бельчонок, ёж, ежонок, ежиха, волк, волчица, волчонок, лось, лосиха, лосёнок, рысь, рысиха, рысёнок, копыто, рог, пасть, глаз, лапа, хвост, коготь, клык, морда, иголка, жир, спячка, шерсть, рыба, мясо, орех, кора, ягода, гриб, мёд, шишка, дупло, нора, логово, берлога.

Глаголы Бросаться, бороться, защищать, охранять, спасать, вымирать, рычать, прыгать, красться, бродить, нагонять, подстерегать, бегать, убегать, ловить, запасать.

Прилагательные Травоядный, всеядный, пятнистый, сильный, колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый, длинноухий, неуклюжий, зубастый, клыкастый, острозубый, медвежий, заячий, лисий, волчий, беличий, ежовый.

Наречия Хищно, голодно, холодно, зябко, туго, осторожно, бережно, заботливо.

Упражнения на формирование грамматически правильной речи.

Игра «Слова-синонимы»

Чему учится ребёнок: подбирать синонимы.

Оснащение: предметные картинки.

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее – подберите предметные картинки с изображением волка, зайца, мальчика. Объясните ребёнк, что есть слова, которые близки по смыслу, но отличаются смысловыми оттенками. Например: трудный – тяжёлый, быстрый – скорый. Такие слова называются синонимами. Потренируйте ребёнка в подборе слов-синонимов.

Весёлый – (радостный, счастливый).

Холод – (мороз, стужа).

Дождливый – (пасмурный, сумрачный, унылый, серый).

Предложите ребёнку послушать рифмовки и назвать синонимы.

Медвежонком прозвали Сашу.

Не за то, что большой и страшный.

А за то, что неповоротлив,

Неуклюж и нерасторопен.

В день морозный, студёный, холодный

Волк нам встретился очень голодный.

Лис был грустным, печальным, угрюмым,

Невесёлую думая думу: Чем детишек накормить?

Где курятинки добыть?

Игра «Слова-антонимы»

Чему учится ребёнок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит конкретные пары слов-антонимов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребёнку, что существуют слова с противоположным смысловым значением.

Например: старый – молодой, темно – светло, быстро – медленно.

Потренируйте ребёнка в подборе слов-антонимов к прилагательным, наречиям и глаголам.

Толстый – (тонкий) много – (мало)

Большой – (маленький) входит – (выходит)

Тяжёлый – (лёгкий) подходит – (отходит)

Горячий – (холодный) приходит – (уходит)

Громко – (тихо) наскакивает – (отскакивает)

Напрыгивает – (отпрыгивает)

Игра «Большой и маленький»

Чему учится ребёнок: образовывать слова с помощью суффиксов.

Оснащение: предметные картинки.

Ход игры: заранее подберите картинки с изображением животных (кабан, лось, медведь, заяц, лиса).

Предложите ребёнку подобрать к слову «большой» как можно больше слов, изменяя названия животных по образцу: большой – лосище, кабанище, медведище…

Для второго задания оставьте картинки с изображениями зайца, волка, лисы.

Теперь предложите подобрать как можно больше слов к слову «маленький»: зайчишка, волчишка, лисичка.

Игра «Подумай и назови»

Чему учится ребёнок: образовывать имена прилагательные от других частей речи.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку дать словам правильное определение. При затруднении предложите ему ответить на вопрос «какой?» («какая?»).

Если на хвосте грязь, то хвост какой?. (грязный).

Если животное приносит людям пользу, то животное какое?. (полезное).

Если белка запасает на зиму корм, то белка какая?. (запасливая).

Если зайчиха заботится о своих зайчатах, то зайчиха какая?. (заботливая).

Если заяц прыгает ловко, то заяц какой?. (ловкий).

Если животное передвигается медленно, то животное какое?. (медлительное).

Игра «Назови общую часть»

Чему учится ребёнок: определять и называть общую часть родственных слов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите слова, голосом выжеляя общую морфему (корень). Предложите ребёнку определить, что общего в этих словах.

Медведи – медведица – медведюшка – медведко.

Лоси – лосиный – лосёнок – лосиха.

Мышиный – мышки – мышонок.

Лисы – лисонька – лисиный – лисёнок – лисица.

Кабаны – кабаний – кабанчик – кабаниха.

Игра «Создай новое слово»

Чему учится ребёнок: образовывать сложные слов; ориентироваться на окончания слов при согласовании имён прилагательных с существительными.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: называя ребёнку существительное и прилагательное, предложите ему по образцу «создать» новое слово. Попросите ребёнка объяснить, о ком из диких животных так говорят.

Длинные уши – длинноухий (заяц).

Широкий лоб – широколобый (медведь).

Короткий хвост – короткохвостый (заяц).

Длинный хвост – длиннохвостый (лис).

Зелёная кожа – зеленокожая (лягушка).

Чёрные глаза – черноглазая (мышка).

Дайте ребёнку послушать сочетания слов, выделяйте голосом окончания: длинноухий заяц – длинноухая зайчиха. Предложите отгадать, о ком вы сейчас говорите – о зайце или о зайчихе: длинноухая (зайчиха). Продолжите игру по аналогии.

Игра «Образуем новое слово»

Чему учится ребёнок: употреблять в речи причастия.

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: предложите по картинке составить предложение (кто нарисован и что делает): лягушка квакает.

Помогите ребёнку составить словосочетание с помощью вопроса: «Лягушка какая?» (квакающая).

Для работы по усвоению ребёнком причастий можно использовать следующий лексический материал.

Лягушка квакает (квакающая). – Я увидел квакающую лягушку.

Мышка пищит (пищащая). – …

Лиса бежит (бегущая). – …

Заяц лежит (лежащий). – …

Белка прыгает (прыгающая). – …

1. Расскажи, кто где живёт (закрепление формы предложного падежа существительных)

лиса живёт в норке… и т. д.

2. «Назови семью» Он – лис, она – лиса, детёныши – лисёнок, лисята; и т. д.

3. «Назови: чья голова, чей хвост, чьи уши (образование притяжательных прилагательных) у

лисы: голова – лисья, уши – лисьи, хвост – лисий; и т. д.

Обобщение, уточнение и активизация словарного запаса.

Поздняя осень. Перелётные птицы.

(октябрь 4 неделя)

Цель: Закрепить и расширять знания детей о перелётных птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма). Учить различать птиц по внешнему виду (окраске, размерам, издаваемым звукам, поведению).

Существительные Ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, покров (перьевой, крылья, ноги, клюв, стая.

Глаголы Лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

Прилагательные Длинноногий, длинношеий, красноклювый, короткоклювый, перелётные, осёдлые, зимующие, дикие (птицы).

Наречия Далеко, высоко, низко, близко.

Упражнения на формирование грамматически правильной речи.

Игра «Закончи предложение»

Чему учится ребёнок: подбирать имена прилагательные – антонимы.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку закончить начатое вами предложение.

У синицы хвост короткий, а у трясогузки (длинный).

Ворона чёрная, а лебедь (белый).

У журавля ноги длинные, а у утки (короткие).

У цапли клюв длинный, а у воробья (короткий).

У селезня оперенье яркое, а у утки (блеклое).

У дятла клюв сильный, а у синички (слабый).

При желании вы можете продолжить предложенный ряд антонимов.

Игра «Чьё перо?»

Чему учится ребёнок: образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребёнка ответить, чьё это перо. Прочтите рифмовку:

Я начну, а ты скажи. Мне словечко подскажи.

Перо утки. Чьё? – (утиное) перо.

Перо журавля. Чьё? – (журавлиное) перо.

Перо лебедя. Чьё? – (лебединое) перо.

Перо гуся. Чьё? – (гусиное) перо.

Вы можете продолжить игру, придумав задания по аналогии.

Игра «Что делает птица?»

Чему учится ребёнок: образовывать слова с помощью приставок.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребёнку поиграть. Скажите, что вы будете называть слова, а его попросите сказать, что оно обозначает.

Спросите: «Чем одно слово отличается от другого?».

Полетела, прилетела, вылетела, залетела, подлетела, улетела, перелетела, слетела.

Предложите ребёнку пары глаголов, спросите, чем они отличаются?

Прыгает — спрыгивает.

Подпрыгивает — запрыгивает.

Выпригивает – перепрыгивает

Для того чтобы игра была более интересной, вы можете надеть шапочку понравившейся вам птицы и выполнять предложенные нами движения.

Предложите ребёнку угадать и сказать, что делает птица?

Артикуляционная гимнастика.

«ЛОДОЧКА»

Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять языком, вырабатывать подъём боковых краёв языка вверх.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается от 1 до 5 – 10. следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

«ГРИБОК»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.

Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половинка не должна провисать, чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«ЧАШЕЧКА»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъём боковых краёв и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать под счёт от 1 до 5 – 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

«ИНДЮК»

Цель: вырабатывать подъём языка, развивать гибкость и подвижность его передней

части.

Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения

по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл – бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд, чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Капуста» (1 неделя октября)

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздаётся в доме стук. Ритмичные удары ребром ладоней по столу

Мы капусту нарубили,

Перетёрли, Хватательные движения обеими руками.

Посолили, Указательный и средний пальцы трутся о большой.

И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.

Всё теперь у нас в порядке. Отряхивают руки.

«Апельсин» (1 неделя октября)

Мы делили апельсин дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.

Много нас, показывают 10 пальцев.

А он один. показывают 1 палец.

Эта долька – для ежа, загибают большой палец.

Эта долька – для стрижа, загибают указательный палец.

Эта долька – для утят, загибают средний палец.

Эта долька – для котят, загибают безымянный палец.

Эта долька – для бобра, загибают мизинец.

А для волка – кожура бросательное движение рукой.

Он сердит на нас – беда! сжимают кулаки и прижимают их к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «бегут» пальцами по столу.

«Грибы» (2 неделя октября)

Топ – топ – 5 шагов Дети «шагают» пальчиками по столу.

В туесочке 5 грибов. Переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка.

Мухомор красный – На каждое двустишие дети разгибают по одному

гриб опасный. Пальчику, начиная с мизинца на одной или обеих руках.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

«Есть у каждого свой дом» (3 неделя октября)

У лисы в лесу глухом дети загибают пальцы на обеих руках: по одному

Есть нора – надёжный дом пальцу на каждое двустишье

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, удары ладонями и кулачками поочерёдно.

Всем тепло, уютно в нём.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Домашнее задание в подготовительной группе по лексическим темам «Цветы. Насекомые» 1. «Какие это цветы?» Ромашки, васильки растут в поле, это … цветы. Розы, гвоздики растут в саду, это … цветы. Колокольчики, ландыши растут.

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» в младшей группе СЕНТЯБРЬ 1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»» Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам в подготовительной группе
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 22:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соколова (УИ 1110532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!
15 февраля 2025 суббота
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздник гиппопотама!
Православный праздник Сретение!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД