Анастасия Черненькая
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. [1, с 19]
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В своей работе, решая задачу развития речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность, я использую два вида театра : кукольный и драматический.
Драматический театр существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых:
а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли;
б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически входят в канву сюжета.
Театрализованная деятельность в группе организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занимательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, я имею в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.
В процессе работы реализую следующие задачи:
• Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• Обогащать словарь детей, активизировать его;
• Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
• Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;
• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
• Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.
Практическую работу осуществляю по трё м направлениям:
• Развивающая среда
• Дети
• Взрослые
Второе направление – это работа с детьми. Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы: музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.
Творчество детей в театрально-игровой деятельности : продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское (речевое, двигательное) - актёрские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.)
Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).
Связная речь. В литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.
Театрализованная деятельность. В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя :
—просмотр спектаклей и беседы по ним;
— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
— отдельные упражнения по этике;
— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;
— игры - драматизации [2, с. 14].
При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)
Третье направление – взрослые.
Работа с родителями включает в себя организацию работы по изготовлению атрибутов и пособий, совместное выступление детей и их родителей.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в по - вседневной жизни.
Список используемой литературы:
1. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актёр» : для детей 5-7 лет.
Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. - Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ Сфера, 2007.