МААМ-картинки

Консультация «Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Ольга Леонидовна Казакова
Консультация «Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Власевская Надежда Алексеевна

Воспитатель высшая квалификационная категория

Отличник образования РС (Я)

МБДОУ Д/С №41 «Росинка»

«Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

[/b]

Публикация «Консультация „Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Аннотация: данная статья посвящена развитию интонационной стороны речи старшего дошкольника имеющей трудности, связанные с их возрастными особенностями (недостаточный опыт речевых высказываний, несформированное умение владеть интонацией и мелодикой речи)

Ключевые слова: раскрыть значение театральной деятельности в развитии интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает в качестве основной цели педагогической работы – развитие личности каждого ребенка. Одним из основных направлений работы данном направлении признается создание в ДОО необходимых условий для речевого развития детей. Особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста [1, c. 6].

Изменения, происходящие в дошкольном образовании позволяют по-новому подойти к проблеме речевого развития детей в ДОО. Общая задача педагогов детского сада в этом направлении – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, самостоятельно решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать.

Одной из важных проблем педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста является организация эффективных условий речевого развития. В решении этой задачи одним из приоритетных направлений является развитие интонационной выразительности речи, которая очень необходима современному ребенку, так как позволяет успешно себя выражать и обеспечивать эффективность коммуникации с окружающими людьми

Это требует пристального внимания к данной проблеме. Важнейшим средством развития этого показателя выразительности речи ребенка в ДОО является включение детей в театрализованную деятельность. Активное участие в ней открывает и объясняет ребенку красоту и сложность жизни общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Это обогащает эмоции и речь дет интонационной насыщенностью, подпитывает воображение дошкольника и дает ему прекрасный пример образной выразительной речи. Понимание и учет педагогами важности взаимосвязи уровня развития выразительной речи и роли театрализованной деятельности поможет не только сформировать необходимые интонационные навыки у детей старшего дошкольного возраста, но и оградят их от дополнительных трудностей общения в дальнейшем. Ребенок, овладевая интонационной стороной речи, постигает все тонкости языка - не только звукопроизношением, лексикой, грамматикой, но также учится уместному использованию средств художественной выразительности речи.

Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего общества. Выразительность речи – одна из предпосылок формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, значительно облегчающая общение, способствующая успешному взаимодействию ребёнка со сверстниками и педагогами, удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей, считает современный методист Н. А. Стародубова [8, с. 70].

Правильное использование интонационных средств речи зависит от сформированности у старших дошкольников речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом.

В общении дети усваивают доступные им умения и навыки: правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности.

Старший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 5 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – игровое сотрудничество. К началу старшего дошкольного возраста понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово, по мнению Н. В. Краснощековой, взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями [6, c. 29].

Одной из важных проблем современного образования является приобщение ребенка к театрализованной деятельности. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к ней стал падать. В настоящее время весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к театрализованной деятельности как процессу и важной деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействуя на людей, ослабила интерес к театру, театрализованной деятельности и желание работать в ней: ведь участие в ней или просмотр произведения театрализованного искусства требует напряжения мысли, анализа увиденного, будит творческое сознание зрителя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к нему.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, являясь важным ориентиром для педагогов, объявил гуманистический характер современной системы образования, приоритет общечеловеческих культурных ценностей и свободного развития личности [1, c. 24]. В нем отмечено, что театрализованная деятельность должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к ней – одна из основных задач художественно-эстетического развития детей.

В ФГОС ДО раскрывается сущность влияния театрализованной деятельности на создание личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми [1, c. 17]. В нем подчеркивается, что на этапе дошкольного образования особенно важно систематически использовать её для развития активной личности ребенка с тем, чтобы при дальнейшем эта работа велась также успешно и систематически. При этом сформированность элементарных умений и навыков участия в постановках, умений работы с азами театрализованной деятельности у дошкольников явится основой для формирования более сложных умений в начальной школе. Особо подчеркивается авторами стандарта роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского речевого творчества [7, c. 56]. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало и получая огромное эмоциональное наслаждение.

А. Г. Арушанова считает, что в театрализованной деятельности создаются благоприятные условия для широкой практики и развития монологической речи. Автор подчеркивает, что для детей старшего дошкольного возраста театрализованная деятельность сохраняет свое значение как необходимое условия развития интеллекта, психологических процессов, в первую очередь – связной речи [2, c. 7].

Театрализованная деятельность в ДОО – это творческая деятельность, которая служит важнейшим средством развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия [5, с. 32].

О. А. Белобрыкина пишет, когда один ребенок может исполнять все роли в задуманном им спектакле, наступает расцвет театрализованной игры. Ребенок прекрасно играет один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что опять же начинает беспокоить родителей. Исследования доказывают, что если ребенок прекрасно справляется с различными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, если ему дается общение и взаимодействие с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и при этом он любит побыть наедине с самим собой, чтобы в индивидуальной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и вокруг него, попробовать себя в различных ролях, он не только здоров, но и психологически готов к школе [4, с. 21].

В дошкольной образовательной организации театрализованная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Самое главное – это то, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности [3, c. 19].

Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество в такой игре проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

Театрализованная деятельность направлена не только на речевое развитие ребенка, но и на развитие у ее участников ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на формирование многих умений ребенка [9, c. 19].

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОО необходимы различные виды театров, которые способны, с одной стороны, удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией,движениями.

Дети осваивают в ДОО разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки. При игре в театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Дети также учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

Интонационная сторона речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование этих средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание взрослых и сверстников.

Старший дошкольник с интонационно выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность. Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности.

Гибкое применение театрализованной деятельности старших дошкольников предоставляет педагогам широчайшие возможности для совершенствования интонационной стороны речи детей. Её роль имеет большое значение для постижения такими средствами интонации, как мелодика, темп и тембр речи, логическое и фразовое ударение, четкая дикция. Это связано с тем, что в ходе театрализованных игр у старших дошкольников значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного звукопроизношения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Насыщенность речи интонацией характеризует не только уровень формирования речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и т. д. Благодаря использованию богатой речи персонажей этот процесс проходит в доступной и привлекательной для детей форме.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Наука, 2012. – 94 с.

2. Арушанова, А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А. Г. Арушанова. - М. : Речь, 2010. – 348 с.

3. Алексеева, М. М. Условия речевого развитие дошкольников / М. М.

Алексеева,. – М. : Академия, 2014. –159с.

4. Белобрыкина, О. А. Речь и общение / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 326 с.

5. Гризик, Т. Н. Знакомим детей с окружающим и развитием речь / Т. Н. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2005. - №1. – С. 32 - 40.

6. Краснощекова, Н. В. Роль книги в воспитании дошкольников / Н. В. Краснощекова. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 251с.

7. Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу / О. А. Ливанова. - М. : Школьная пресса, 2013. - 80 с.

8. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. - М. : Просвещение, 2009. – 27

9. Шипицына, Л. М. и др. Азбука общения / Л. М. Шипицына. – СПб. : Детство-Пресс, 1998. – 384 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для развития произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста. Цель игры – подготовка артикуляционного.

Формирование и развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возрастаФормирование и развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста Наш детский сад встречал районное методическое объединение учителей – логопедов. Тема встречи: «Формирование и развитие просодической стороны.

Консультация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Слайд 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляю консультацию тему «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Коррекция просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха: 1. «Лети, бабочка!» Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация.

Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Дата проведения: 18 апреля 2019.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Педсовет Педагогический совет – деловая игра «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Слайд 1. Форма.

Развитие интонационной выразительности речи средствами театрализованной деятельности Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и.

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Тема: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Характерристика.

Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности .

Возможности логоритмики в развитии произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Логопедическая ритмика является одним из разделов логопедии и коррекционной педагогики. Большой вклад в совершенствование логоритмического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 07:32
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Леонидовна Казакова (УИ 2092015) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД