Елена Синицина
Развитие речи детей через музыкальные занятия посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь и музыка.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества
детей, имеющих нарушение речи. Музыкальное воспитание детей в детском
саду имеет большое значение для развития речи детей.
Основная задача музыкального воспитания : воспитывать любовь и интерес
Публикация «Развитие речи детей через музыкальные занятия посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и
слуха.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий
является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является
организующим и руководящим началом. На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удержать интерес.
Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является –
пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное
произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на
слоги «ля-ля», «ти- ли-ли», «ту-ру- ру» способствует автоматизации звука,
закреплению правильного произношения. Музыкально – дидактические
игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют
развитию фонетико – фонематического слуха. Особо необходимо развивать у
детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводятся игры:
«Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как
подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т. д.
Большое внимание уделяется голосу ребенка.
Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Детям очень
нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками
мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики,
дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно
формируется звукообразование. Если систематически использовать
развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети учатся
слушать свой голос. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.
Очень важное значение в процессе развития речи ребенка имеет развитие
мелкой моторики рук. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев
рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому
способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры
под музыку.
Для воспитания творческой личности большое значение имеет музыкально –
игровое творчество. Оно оказывает на детей коррекционное воздействие,
развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию
движений.
Музыкальные игры с элементами драматизации позволяют формировать
опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что сказка для детей
дошкольного возраста имеет нравственную направленность, а любимые
герои становятся образцами для подражания.
Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя и
воспитанников помогает приобщить к искусству и народной культуре.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные
ситуации от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость. И самое главное – навыки,
полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Развивать речь детей можно и нужно в любой игре. Играя с детьми важно самому педагогу стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения. Ведь педагог является образцом (эталоном) правильной речи для ребенка. Во время игры педагог должен стараться не обрывать ребенка, даже если он допускает ошибки в речи. Не перебивайте и не торопите ребенка с речевыми трудностями, дайте ему выразить свои мысли в игре. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам. Важно быть осторожным, чтобы нечаянно не обидеть ребенка с проблемами в речи, чтобы у ребенка не возник страх ошибиться, говоря что-либо.