Татьяна Овчаренко
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством пескотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) посредством пескотерапии
Одной из важнейших задач речевого развития дошкольников является формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Несформированность связной речи дошкольников ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями, всестороннему развитию личности и дальнейшему успешному обучению в школе. В будущем, это может негативно сказаться на характере их взаимоотношений с окружающими людьми и социализации в обществе.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством пескотерапии» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольники с ОВЗ (ТНР) значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ОВЗ отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность. Низкий уровень употребляемой фразовой речи. Помимо этого у детей с ОВЗ (ТНР) проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.
Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети с ОНР (ТНР) не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.
Решение данной задачи возможно в условиях активной учебной деятельности дошкольников, в процессе которой они становятся ее субъектами. Этому способствует использование как традиционных методов и средств обучения, так и нетрадиционных, одним из видов которых является метод пескотерапии. Данный метод способствует обогащению словарного запаса, развитию связной речи, развитию фантазии и образного мышления, побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания, совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, все очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну – нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено – на смену старого всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка – возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, знакомят с событиями и законами окружающего мира. Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию ручной умелости и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи.
Игры в песочнице дают больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта";
в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика;
совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Все игры с песком разделены по трем направлениям:
• Обучающие (облегчают процесс обучения ребенка, обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте);
• Познавательные (с их помощью познается многогранность этого мира, они дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего поселка, страны и т. д);
• Проективные (через них осуществляется диагностика и развитие. Проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию).
Работу по развитию связной речи дошкольников с ОВЗ (ТНР) посредством пескотерапии мы проводили в непосредственно образовательной деятельности поэтапно и с последующим усложнением.
1 этап: Знакомство с песочной страной
Цель:
• пробуждение интереса к занятиям с песком;
• развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.
На данном этапе мы знакомили детей с песком (пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.); знакомили с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.
Например, в упражнении «Необыкновенные следы» предлагаем ребенку изобразить с помощью рук на песке то, как передвигаются животные, птицы, насекомые.
Следующий шаг нашей работы заключается в том, чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагога могут составлять отпечатками рук, различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком : перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики.
Также мы использовали такой приём как рисование при помощи трафарета. Например, на лоток кладем пластиковый трафарет, дети аккуратно посыпают его песком, а когда трафарет убирают, остаётся изображение чего - либо.
Очень понравилась ребятам игра «Песочные прятки». Объясняем ребенку, что в песке любят прятаться сказки и сказочные герои. «Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Педагог закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки : как ты думаешь, какая это сказка?» Ребенок постепенно открывает картинку, называет сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
На данном этапе работы мы использовали такие игры и упражнения с песком, как: «Здравствуй, песок!», «Дождик», «Волшебные отпечатки на песке», «Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Где же наши ручки?»,
«Секреты сухого и мокрого песка», «Месим тесто», «Я пеку, пеку, пеку…»,
«Кто к нам приходил?».
2 этап: Путешествие по песочной стране
Цель:
• развитие познавательных процессов;
• развитие речи, памяти, мышления;
• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
После обучения детей манипуляциям с песком переходим к предметному конструированию.
Например, использовали такую игру, как “Найди названный предмет”, целью которой было закрепить умение группировать предметы по назначению (одежда, посуда, мебель, игрушки, предметы труда, научить, по описанным признакам находить предмет, закрепить умение называть предметы обобщенным словом, учить связно, излагать свои мысли.
Очень понравилось ребятам строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины. В процессе «создания» природных ландшафтов мы объясняли сущность этих явлений. Так, постепенно дети получали информацию об окружающем мире и принимали участие в его создании.
Интересно проходила игра «Детские секретики». Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.
Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.
Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.
Важно все песочные картины сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию.
Очень полюбили ребята игру «Там, на неведомых дорожках». Мы показывали игрушечного персонажа (например, зайца) и рассказывали, что он живет в сказочном лесу, он очень любознательный, но еще совсем неразумный и непослушный. Однажды во время прогулки он забрел далеко и заблудился. Каких зверей он встретит на своем пути, о чем они будут говорить? Предлагали детям найти спрятанную в песке игрушку (персонаж, с которым встретился заяц) и обыграть ситуацию.
3 этап: В царстве песочной грамоты
Цель:
• создание композиций на песке;
• проговаривание действий с песком;
• развитие связной речи детей, обучение рассказыванию.
На данном этапе приступаем к постановке сказок на песке. Педагог рассказывает сказку и рукой ребенка передвигает фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.
Например, предлагаем ребенку послушать сказку "Три медведя". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?" (ребенок выбирает для этого камешки и прокладывает дорожку). Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываем дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставим посуда и т. д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а ребенок воспроизводит монологи от имени героев сказки.
Особенно любима у детей была игра «Мы создаем мир», которая впоследствии стала для нашей группы ритуалом. Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. В данной игре дети закрепляли полученнные на занятиях знания об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. Тема построений менялась в соответствии с темой занятия в группе. В данной игре у детей развиваются такие элементы монологической речи как описание, повествование, рассуждение. Дети описывали предметы, объекты природы, людей, которые они создавали из песка, их признаки и свойства. Затем придумывали сюжет, в котором закрепляли умения связно и последовательно выстраивать предложения.
Благодаря поэтапному усложнению заданий ребенок получает возможность самостоятельно их выполнять, что развивает в нем уверенность, самостоятельность и инициативность.
В ходе системного использования метода пескотерапии в образовательной и в свободной деятельности отмечены существенные изменения в речевом развитии старших дошкольников с ОВЗ (ТНР) и прослеживается положительная динамика развития связной речи.
Таким образом, метод пескотерапии поможет педагогу сделать традиционную методику по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (ТНР) более интересной, увлекательной, более продуктивной.