Наталья Александровна Перминова
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр
Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.
Публикация «Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Причиной этого стало то, что родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для ребенка являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Этапы разучивания пальчиковых игр :
1. Взрослый сначала показывает игру ребенка сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребё нка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Рузина Э. С. отмечает, что пальчиковые игры могут помочь детям:
1. Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить лексику.
2. Развить внимание, терпение, слух.
3. Стимулировать фантазии. Проявить творческие способности.
4. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
5. Научить управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения неврозов.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей и их деятельность, явления природы.
Пальчиковые игры выполняют несколько функций:
- развлекательную - создают благоприятную атмосферу;
- релаксационную - снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
- коммуникативную - объединяют детей в группы, способствуют их содружеству, взаимодействуют между собой;
- воспитательную - формируют моральные и нравственные качества;
- обучающую - дают новые знания, умения, навыки и закрепляют их;
- развивающую - развивают внимание, память, мышление, т. е. важнейшие психологические процессы;
- коррекционную - исправляют эмоциональные, поведенческие или другие проблемы ребёнка;
- профилактическую - предупреждают появление психоматических заболеваний;
- лечебную - способствуют выздоровлению.
Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на развитии речи малыша. Эти игры поднимут ребенку настроение, успокоят, если он расшалился, развлекут, если вдруг станет скучно.
В МДОУ № 99 г. Кемерово был разработан план по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр.
Цель: развитие мелкой моторики рук, и как следствие развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр;
2. Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр;
3. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности,
4. Развивать творческое воображение.
Методическое обеспечение : Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры», Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика»; тематический план (Приложение 2, картотека пальчиковых игр [21].
Ожидаемый результат: Предложенные упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучение письму. С пальчиковыми играми ребё нок легко освоит азы математики: научится счёту, осознает понятия «выше», «ниже», «сверху», «снизу», «право», «лево» (Приложение 3).
На сегодняшний день, педагоги МДОУ № 99 г. Кемерово в своей работе придерживаются следующей методики проведения пальчиковых игр :
1. Перед игрой с детьми обсуждается её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
9. В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т. д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Проанализировав опыт работы использования пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы разработали следующие рекомендации :
1. Следует подбирать игры, которые окажутся по силам ребенку. Сначала необходимо показать все действия с пальчиками, а потом попросить повторить. Важно помогать ребенку делать все правильно. Если игра пока слишком сложна, – её нужно упростить.
2. Всегда сопровождать игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия, или придумать движения на подходящие стихи. Следует побуждать детей повторять за педагогом отдельные слова, а затем и весь текст.
3. В игре обязательно должен поучаствовать каждый пальчик.
4. Каждый пальчик должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе.
5. Подбирать игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
6. Чередовать симметричные и несимметричные движения рук. Игры, где правая рука делает одно действие, а левая – другое, вводите к 5 годам.
Таким образом, исходя из предложенных методических рекомендаций при проведении пальчиковых игр мы можем сделать следующие выводы:
Пальчиковые игры как методическое средство речевого развития отличаются тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.
Но вместе с тем, пальчиковые игры должны быть правильно дозированы. В противном случае игра становится для детей либо не интересной, либо утомительной. Поэтому пальчиковую гимнастику нужно проводить в медленном темпе, от одного до трёх раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершении двумя руками. Нельзя требовать от ребё нка немедленного выполнения того или иного упражнения: отработав одну игру, постепенно переходим к другой. В процессе игры у ребёнка развивается слуховое внимание, вырабатывается координация движений как артикуляционная, так и двигательная. Подражание будет являться базовой основой для формирования звуковой стороны речи. Каждое занятие имеет свое название и проводится в течение нескольких минут.
Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней снижался, её можно модифицировать за счёт замены рифмованных историй, которые сопровождают игру с пальцами.