Папки-передвижки

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Ольга Климова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Инновационный педагогический опыт работы

воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»

Климовой Ольги Павловны на тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно – воспитательного процесса.

Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей. В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, театрализованная деятельность в детском саду не теряет своей актуальности. Поэтому выбранная тема заняла достойное место в воспитательно-образовательной работе с детьми. Актуальность создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что она позволяет решить многие образовательно- воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, она помогает всесторонне развивать ребенка, формирует способности распознавать эмоциональное состояние человека.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. Изучив, психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли». Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Теоретическая база опыта.

О развитии коммуникативных и речевых навыков, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

1. Чурилова Э. Г.» Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников».- М. : Владос.

2. Петрова Т. И., Сергеева Е. А., «Театрализованные игры в детском саду» М., 2000.

Также я использую следующие пособия:

3. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения.

В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий. Также я опиралась на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

Свою работу я начала с того, что отобрала сюжеты из повседневной жизни детей, подготовила персонажи. Далее подобрала вопросы и задания от персонажей, направленные на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета. Стала применять театрализованные игры на практике. В содержание занятий по театрализованной деятельности включила:

Игры–имитации образов животных, людей;

Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;

Инсценировки произведений;

Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

Самостоятельная театрально-игровая деятельность.

Организацию работы строю следующем образом:

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

Театрализованная деятельность (в разных формах, где все участники (дети и взрослые) имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

Эмоциональное заключение.

Считаю, что предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и речевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и обеспечивает эффективное общение детей с воспитателем и друг с другом. Для этого я оформила уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами. Также изготовила настольный театр «Репка», «Колобок», «Теремок», приобрела театр би-ба-бо «Курочка Ряба». Оформила книжный уголок, куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, художественные произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены сказки на CD носителях. Оформлена картотека «Пальчиковые игры».

В своей работе для развития активной речи детей использую следующие методы и приёмы:

словесные:

Повторение речевого материала

Вопросы

Использование текстов с повторяющимися элементами

Чтение произведений со звукоподражаниями

Договаривание слов, фраз

Похвала

игровые:

Использование элементов подвижной игры

Сюрпризные моменты

Имитационные движения с элементами звукоподражания

Обыгрывание текста

наглядные:

Использование иллюстраций к текстам

Ритмическое сочетание текста с движениями (потешки, стихотворения, с мелодией (пение детских песенок)

Использование игрушек, персонажей кукольного театра.

Важным аспектом моей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-театрализации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребёнок.

Ступени работы следующие:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись – потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (солнышко встает – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел волка, испугался и спрятался за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (мишка косолапый идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Ёлочка», К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Заюшкина избушка»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», Три медведя»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстом (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыплёнок»).

Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводила этюды с куклами, то есть знакомила малышей с каждым героем поочерёдно: показывала персонаж - зайку, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читала потешку «Зайка шел, зайка шел» или «Заинька – зайка» или пела песенку «Зайка» Е. Железновой. Показывала одну и ту же игрушку несколько раз, предлагая потанцевать с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомила со следующим персонажем. Когда малыши узнавали всех героев, начинала показ самой сказки. Одно и то же произведение рассказывала с применением разных видов кукольного театра (конусный, магнитный, пальчиковый и др., вместе рассматривали иллюстрации к сказкам, повторяя пройденный материал. Дети показывали на картинках персонажей, демонстрировали, как рычит волк, кудахчет курочка.

Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определённых требований:

Содержание и разнообразие тематики.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально – чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей. В родительском уголке я выставляла рекомендации по театральной деятельности:

1. «Как правильно разучивать стихи?»

2. «Театр в жизни вашего ребенка».

3. «Как организовать домашний театр?»

4. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театральные игры»

5. «Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»

Анализ результативности опыта.

Вместе с ребятами мы обыграли потешки («Кисонька - мурысонька», «У Алёнки в гостях» и другие, произведения А. Барто («Зайка», «Бычок», имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизировали сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-театрализациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё дети стали самостоятельно использовать театр на фланелеграфе, разговаривать от имени героев сказок, действовать с картинками - героями. В свободной и организованно-образовательной деятельностях играют с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети выражают разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитируют движения бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других с удовольствием имитируют движения животных и птиц. С помощью физ. минуток также передают движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»).С помощью этюдов малыши в игровой форме научились выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Стали имитировать цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался. Нами были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег». Вместе с детьми мы продолжаем работу над драматизацией сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», а так же показали русскую народную сказку «Репка» на новый лад».

Результатом моей работы является вырабатывание речевых навыков и навыков общения, а также большой интерес детей и родителей к организации и проведению театрализованных представлений.

Благодаря таким играм дети познакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогатились новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развили интерес к литературе, дети с большим желанием слушают произведения художественной литературы, у них активизировалась речь, активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

Знакомясь с художественной литературой, дети научились применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Можно сделать вывод о том, что данный вид деятельности позитивно влияет на уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста и предполагает дальнейшую работу в этом направлении, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, условия реализации ФГОС ДО, грамотную методическую литературу, обмен опытом с другими коллегами, работающими в данном направлении, поддержку со стороны родителей и администрации дошкольного учреждения.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Особо больших трудностей в своей работе не наблюдалось, дети включались в деятельность с желанием и огромной активностью, родители обращали внимание на консультации в уголке и просьбы для подготовки атрибутов детского театра. Работа по развитию речи младших дошкольников посредством театрализованной деятельности интересна, увлекательна, продуктивна, поэтому результатом я довольна.

Адресные рекомендации по использованию опыта:

Данный опыт может быть использован начинающим педагогам с детьми раннего возраста в организованной образовательной и совместной деятельности.

Публикации по теме:

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Педагогический проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» по теме: Актуальность: К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно.

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности План работы по самообразованию воспитателя МОАУГ №8 «Калинина 3» старшей группы на 2016-2017 уч. год. Нестругиной Елены Анатольевны Тема:.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Проект «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 1 слайд: Название проекта 2 слайд: К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Савельева Н. А. Воспитатель Город Челябинск МБДОУ ЦРР Д/С №366 Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности 1 слайд. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь.

Развитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей младшего возраста средствами театрализованной деятельности .

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Только тот сможет стать настоящим педагогом, кто никогда не забывает, что он и сам был ребенком. Я, Полина Юлия Вячеславовна работаю воспитателем.

Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.» Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 16:10
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Климова (УИ 361012) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД