Наталья Фирсова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
) Уважаемые педагоги, хочу поделиться с вами своим опытом работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр», так как дети младшего дошкольного возраста видят окружающий мир «глазами и руками».
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
(с-2) Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» писал: «Все дело в том, что мы, взрослые, если можно так выразиться, мыслим словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».
Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?
(с-3) Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
Я думаю что, решить эту проблему может только игра, которая является основной деятельностью младших дошкольников. С детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных процессов. Конечно это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. Но результат очевиден, так как накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
Сегодня мы поговорим о дидактических играх, которые помогают развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. Сенсорные игрушки помогают детям познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Они через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
Все сенсорные игрушки можно условно подразделить на:
(с-4) • Мягкие игрушки, которые использую только для дидактических игр.
(с-5) • Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей : (шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки).
(с-6) • Игрушки с функцией простого конструктора: (вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.) Большей популярностью являются:
(с-7) • Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный).
(с-8) Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей дошкольного возраста?
- дети учатся сосредотачивать внимание,
- развиваются умственные способности,
- развиваются умения осмыслить правила игры, последовательность действий,
- они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий к окружающему миру.
- формируются представления, о том что их окружает.
- усваиваются полученные знания
- развивается у детей общение.
(с-9) Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др.
Я ставлю детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
(с-10) Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». (с-11) Детям нравиться играть в такие игры, как: «Найди одинаковые варежки», «Собери бусы», «Найди окошко для фигурки», «Найди свое место» и др.
При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.
Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течении всего дня.
Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? Закончить игру или позаботится об усложнении игры?
Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.
(с-12) Для создания игр, использую самый доступный и простой материал. Например, в нашем уголке я сделала сенсорную доску, на которой закреплены счеты, телефонный диск, шнуровка, замочки и др. предметы, которые мы часто используем в быту.
(с-13) Также мной изготовлено «сезонное» дерево. Дети с удовольствием «наряжают» дерево в соответствии со временем года. Например, «зимой» на веточки дети вешают снежинки, в берлоге у нас спит медведь, а в кормушку насыпают зернышки.
(с-14) В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.
Изготовила массажные ванночки для рук, которые наполнены рисом, горохом. Перед игрой напоминаю детям о технике безопасности с мелкими предметами. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют в таких ванночках, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов.
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.
В этом помогает прогулка по участку детского сада, которую я использую в любое время года, когда позволяет погода.
(с-15) Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др.
Чтобы увидеть положительный результат, я провожу работу с родителями.
(с-16) На родительских собраниях я подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В работе с родителями использую разнообразные формы: консультации, раздаю информационные листы, памятки.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей.
На занятиях по сенсорному воспитанию дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка.
Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.
Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволит детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.
Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:
(с-17) "Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».
Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!
.