Русаковская Зоя Петровна
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации
2 слайд
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Публикация «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации,» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Это не просо красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
В XX веке такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, М. Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д. Б. Эльконин) .
В результате изучения различных методик развития детей и психологических особенностей детей 3-4 лет, была построена систему работы по проблеме развития мелкой моторики детей младшего возраста через нетрадиционные техники в аппликации.
3 слайд
Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас.
4 слайд
Весь процесс нашей с детьми совместной работы по развитию мелкой моторики рук представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды
Я убедилась, для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо, чтобы педагог владел следующими педагогическими компетенциями: компетентность в постановке целей и задач образовательной деятельности; компетентность в области мотивации дошкольников к предстоящей деятельности; информационно-коммуникационной компетентностью; коммуникативной компетентностьюи соблюдать ряд требований:
Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам:
Последовательность – (от простого к сложному). Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
5 слайд
Для эффективности работы соблюдаю следующие принципы:
- Принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает? ", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются? " и т. д.
- Принцип развернутости освоения навыков.
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
- Принцип обратной связи.
По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:
- Пальчиковая гимнастика; показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;
- Обрывание разной бумаги (салфеток, газетной, картона)
- Сминание, сжатие пальцами комочков из бумаги;
- Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)
- Выкладывание изображений крупами;
- Аппликации из природного материала;
- Шнуровка на различных предметах;
- Застегивание пуговиц, молний, крючков;
- Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску.
- Нахождение мелких предметов в емкости с фасолью, горохом - "сухой бассейн".
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разнообразный материал:
- различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешек, косточек от фруктов, семечек овощей и фруктов и т. д.
- емкости (стаканчики, ведёрки, формочки для песка) для перебирания, перемешивания, пересыпания различных круп;
-бусы и пуговицы разной величины (для нанизывания) ;
- различные виды застежек (молнии, кнопки, крючки, липучки, пуговицы, пряжки, бантики, шнурки).
6 слайд
Цель моей работы: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, сформировать у детей зрительно-двигательную координацию, научить проявлять эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
Для достижения цели я выделила следующие задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей.
3. Формировать координацию движений.
4. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
5. Способствовать развитию творческих способностей.
6. Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
7 слайд
Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка, направленной, именно, на развитие мелкой моторики. Чтобы воплотить мою идею необходимо:
-внедрение новых педагогических технологий в работе;
-создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, сопереживание, сочувствие;
-творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии,
- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира
- каждое занятие должно быть результативным;
8 слайд
Правильно подобранные методы и приемы обучения, нетрадиционной техники в аппликации способствуют развитию мелкой моторики у детей.
Использую следующие методы :
Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого.
Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности : показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить работу, под непосредственным руководством,
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения.
Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.
9 слайд
В своей работе использую следующие техники аппликации :
- обрывная аппликация;
- аппликация из листьев;
- аппликация из макарон;
- аппликация из круп;
- аппликация из ваты и ватных дисков.
Учитывая возраст и индивидуальные способности детей, пришла к выводу, что наиболее эффективными среди нетрадиционных техник аппликации на данном этапе оказались:
- объемная аппликация из салфеток и аппликация из природного материала.
Аппликация из салфеток :
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работа, выполненная в данной технике, отличается оригинальностью, красочностью. Дети с удовольствием занимаются данным видом аппликации и получают удовлетворение от готовой работы.
Аппликация из природного материала:
Способствует развитию мелкой моторики у детей работа с разнообразными природными материалами. Для аппликации используются : арбузные семечки, фасоль, горох, рис, пшено, гречка, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.
С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста можно порекомендовать аппликацию из ватных дисков. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.
10 слайд
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
1) Совместная деятельность воспитателя с детьми;
2) Непосредственно- образовательная деятельность;
3) Образовательная деятельность в режимных моментах;
4) Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
5) Работа с родителями.
• Совместная деятельность педагога с детьми: занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя, индивидуальная работа с детьми, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций, сюжетно-игровая ситуация.
• Непосредственная образовательная деятельность: изготовление украшений для группы к праздникам, предметов для игры
• Образовательная деятельность в режимных моментах: изготовление предметов для игры, украшение предметов для личного пользования
• Самостоятельная деятельность детей : создание проблемных ситуаций, игра, рисование по замыслу, рассматривание картин, рисунков, иллюстраций. Создание соответствующей предметно-развивающей среды по «Художественному творчеству».
• Взаимодействие с семьей: выставки совместных работ родителей и детей, оформление группового помещения к праздникам, открытые мероприятия.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
11 слайд
Обобщенный анализ использования нетрадиционных техник позволяет предположить, что нетрадиционные техники способствуют :
- накоплению сенсорного опыта ребенка (действия с разнообразными материалами) ;
- обогащение изобразительного, эстетического опыта;
- развитию моторики руки (вызывают не такие сложности, как в рисовании) ;
- экспериментированию с различными материалами;
- развитию воображения, творчества ребенка;
- развитию интереса к аппликации (наклеивание различных материалов) .
12-14 слайды
Определив основное направление в работе, я постоянно нахожу новые пути создания такой пространственно - предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулирую их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствую развитию мелкой моторики и координации движений пальцев. В группе по возможности создаю условия по развитию мелкой моторики.
Аква гимнастика для пальчиков (нетрадиционный метод развития мелкой моторики)
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В тазик наливаем немного воды, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии. Для изучения цветовой гаммы можно предложить детям «выловить» предметы определенного цвета; для развития тактильных ощущений – «выловить» предметы гладкие (шершавые, тяжелые (легкие) и т. д. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка.
15 слайд
Для положительного результата моей работы подобрала и изучила методическую литературу по этой теме:
1. Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С. -П., 2000г.
2. Гусакова М. А. Аппликация. - М. : Просвещение, 1982.
3. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду"Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
5. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.
6. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005г.
7. Поварченкова З. М., Малышева А. Н. "Аппликация в детском саду" Ярославль, "Академия развития", 2010г.
8. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
9. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.baby2000.ru/um/motorika.html
10. Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. –
Режимдоступа:https://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132