Лучший педагог года

Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи

Ирина Кириленко
Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Воспитатель высшей категории Кириленко Ирина Альбертовна

Описание: предлагаемый материал может быть полезен педагогам, работникам ДОУ, дополнительного образования

Публикация «Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Методика формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики- одного из важнейших учебных предметов, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Общая задача данной методики- исследование и разработка дидактических основ процесса ФЭМП у детей дошкольного возраста.

ФЭМП- это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании математических представлений у них. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно- образовательной работы детского учреждения и направлен прежде всего на решение умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений широко различные средства ФЭМП:

- оборудование для самостоятельных игр и занятий

- наглядный материал для занятий

- методические пособия для воспитателей и родителей

- дидактические и развивающие игры и пособия

- учебно- познавательные книги и пособия для занятий и самостоятельной деятельности детей

Их содержание рассчитано на последовательное, постепенное ФЭМП в определённой системе с учётом основных закономерностей развития познавательной деятельности.

Исследования показали, что наиболее важными предпосылками систематического курса математики являются:

- достаточный уровень развития сенсорных и интеллектуальных функций

- полноценное речевое развитие ребёнка

- наличие определённого запаса математических представлений

В случае, если отмечается недостаточность какого- либо из этих компонентов, у ребёнка возникают трудности в овладении математическими знаниями и умениями.

Механизмы влияния речевого недоразвития на усвоение математических знаний не изучены. Как следствие, ФЭМП осуществляется по традиционным программам обучения и воспитания для массовых детских садов, когда не учитывается своеобразие общего и речевого развития ребенка. Это ограничивает возможности ФЭМП. Несовершенство математического словаря- это недостаток понимания и употребления математической лексики, грамматических конструкций, смешение падежей в словосочетаниях и т. д. В результате многочисленных исследований было доказано, что сформированность речевых предпосылок является важнейшим условием для полноценного ФЭПМ.

Работа по развитию лексического и грамматического компонентов математической речи должна осуществляться в рамках ФЭМП по разделам "Количество и счёт", "Величина", "Геометрические формы".

Работа над математической речью ведётся по направлениям:

- развитие понимания математической речи

- развитие словаря математической терминалогии

- го строя речи

- формирование и развитие связной речи

Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи. Поэтому необходимо фиксировать результаты наблюдений за детьми в плане усвоения материала, словаря, чтобы устранить пробелы в знаниях, умениях детей, планировать дальнейшую работу в определённом направлении, эффективно использовать методы и приёмы обучения, замену и правильный подбор пособий.

Процесс ФЭМП предполагает усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связной речи, что особенно актуально для детей с ОНР.

Таким образом, количественные отношения ребёнок отражает с помощью с помощью слов"много", "один", "ни одного", "столько", "сколько", "больше", "меньше", "поровну" и т. д.

При счёте ребёнок учится на интуитивном уровне согласовывать числительные и существительные в роде, числе и падеже.

Сравнение количества требует построения и употребления довольно сложных речевых конструкций (столько же сколько и.).

Чем глубже осознаются математические связи, зависимости, отношения, тем более совершенные средства применяются для их отражения в речи.

Детей учат не только распознавать величины предметов, но и правильно отражать свои представления в словах. ("шире- уже", "выше- ниже", "толще- тоньше"). Такая дифференциация вполне доступна и детям с ОНР.

Предлоги и наречия, обозначающие пространственные отношения, становятся предметов особого внимания, осмысливаются, приобретают обобщенное значение в процессе обучения и, наконец, способствуют совершенствованию правильной пространственной ориентации.

Дети осваивают и словарь временных обозначений: "утро", "день", "вечер", "ночь", "быстро", "медленно", названия дней недели, месяцев, сезонов. Овладение значением этих слов помогает осмыслить длительность, периодичность, развивает "чувство времени".

Наиболее сложными для малышей являются отражение в речи математических связей и отношений- это требует умения строить не только простые, но и сложные предложения, употреблять правильно союзы, предлоги.

Педагог ставит вопросы так, чтобы новые знания нашли отражения в точном слове. Детей постоянно учат пояснять свои действия, рассказывать о том, что они делали, чему научились. Воспитатель терпеливо выслушивает ответы детей, не спешит с подсказкой, не договаривает за них, при необходимости даёт образец ответа, ставит дополнительные вопросы, исправляя ошибки детей, предлагает повторить слова, выражения, побуждает опираться на наглядный материал, постоянно побуждает внимательно слушать, запоминать задания, охотно и точно их выполнять, соблюдать определённую последовательность действий. На вопросы, обращённые ко всем детям, они учатся отвечать по- одному, иногда хором.

Особой заботы требует умение следить за действиями и ответами своих товарищей, готовность уточнить, дополнить, исправить ответ.

В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приёмов деятельности. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Дети учатся находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Существенное значение имеет отработка в речи новых способов действия. Поэтому в ходе работы с раздаточным материалом педагог спрашивает то одного, то другого ребёнка, что и как он делает. Сопровождение действий связной речью позволяет детям их осмыслить. Усвоение правильных оборотов речи обеспечивается многократным их повторением. В старшей группе используют словесные упражнения "Скажи наоборот", "Кто быстрее назовёт", "Что длиннее" и т. д.

В обучении детей 6-7 лет ещё больше возрастает роль словесных приёмов обучения:словесные указания, устные, без опоры на наглядность, упражнения, словесные игры( "Кто знает- пусть дальше считает", "Назови соседей" и т. д. У детей развивается умение планировать содержание и ход работы. Ценным приёмом активизации мышления является побуждение детей задавать вопросы друг другу. Очень полезно перестраивать вопросы об одном и том же (каким по порядку идёт Ваня, кто идёт третьим).

Дети учатся объяснять, рассуждать, доказывать, давать развёрнутые ответы (будем заниматься математикой). Выполнив задание, они рассказывают, что делали, как делали, что получилось. Таким образом, постепенно осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной.

Систематическая работа по развитию речевых предпосылок обучения математике позволяет качественно повысить уровень владения математической речью детьми с ОНР. У детей отмечается качественный и количественный рост математического словаря, снижается количество аграмматизмов при употреблении математических выражений.

Учение должно доставлять детям радость, поэтому заданиям целесообразно придать игровой характер, включая элементы соревнования, давая возможность выиграть: "Кто больше назовёт", "Какие фигуры спрятались", "Какая цифра заблудилась"и т. д. Большое оживление в работу вносят занимательные задачи, загадки, стихотворения, считалки, весёлые картинки. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими, "бездушными" упражнениями. При этом важно использовать их так, чтобы сохранялись и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения. Это поможет разнообразить и оживить занятия с детьми, способствует развитию речи у детей с ОНР.

При этом речь самого педагога должна быть грамотной, ясной, чёткой и понятной детям.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий для формирования речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду, так как, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Проект «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» Проект «Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи.» Вид проекта: социальной направленности, обще-садовский,.

Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства,.

Рабочая программаучителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (I часть) Содержание. I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка….3 1.1. Нормативно – правовая база….3.

Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Предметом особой тревоги нашего общества в последние годы стало отмечающееся ухудшение физического и психического здоровья населения. Глубокие.

Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи Статья "Рисование в сенсорном развитии детей с общим недоразвитием речи" Уже в период младенчества начинает формироваться сенсорная культура.

Влияние коллективных игр на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольников — игра — способствует развитию коммуникативных умений ребенка. Возникают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 4 мая 2016 в 11:02
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевых предпосылок усвоения математики у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кириленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД