МААМ-картинки

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи

Людмила Костенко
Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого – педагогические

особенности детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

В основе вербально развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

Публикация «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа.

1. На довербальном этапе ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складывается условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Зови

2. На втором этапе – возникновение речи – ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова.

3. На третьем этапе овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на развитии речевого общения.

В качестве второй функции речь выступает как средство мышления, слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.

Коммуникативная и обобщающая функция речи формируется в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает её.

Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и т. д. В норме регулирующая функция речи возникает к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Л. С. Выготский показал, что первоначально планирующая речь является внешний по своей форме, а затем переходит во внутренний план (внутренняя речь).

Современные психологический исследования показали, что недоразвитие регулирующей речи является общей закономерностью аномального развития.

При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребенок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, «теряет» конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций.

Эти особенности деятельности, связанные с недоразвитием у ребенка регулирующей функции речи, необходимо учитывать у ребенка регулирующей функции речи, необходимо учитывать при проведении коррекционной логопедической работы и в работе педагога - психолога.

Обследование детей с ОНР показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание. Навыки конструктивной деятельности. Детям требуется больше времени для приема, переработки зрительных, слуховых и других видов впечатлений.

Страдают все виды памяти особенно вербальная, в особенности те которые требуют мыслительных процессов (опосредственное запоминание). Снижение продуктивности, переключение, распределение и устойчивость процесса запоминания.

Ребенка с ОНР имеет нарушение словесно – логическое мышление, значительно отстает наглядно – образное и несколько – наглядно – действенное. Особенно трудно таким детям дается задание, требующие привлечения словесно – логического мышления. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребенка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признаком (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

При нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано обращают внимание на окраску предмета, с первых месяцев жизни они останавливают свой взгляд на ярких, красочных предметах. Уже в 2 – 2,5 года дети употребляют в речи названия различных по цвету предметов. Дети рано отличают и контрастные по величине предметы.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов, их величины, формы и т. д.

Числовые представления у детей в норме формируются рано. На третьем году жизни ребенок овладевает количественным представлением (много, мало, числовым (один, два).

У детей с ОНР не сформирована готовность к школьному обучению. Дошкольники с трудом обучаются навыкам чтения и письма: смешивают буквы, сходные по написанию и т. д.

Исследование А. П. Вороновой показывает, что дошкольник с ОНР имеет – особенности ориентировки в пространстве. Дети затрудняются в дифферинциции понятий «справа» и «слева», испытывают сложности ориентировки в собственном теле.

Дети с ОНР присущее отставание в развитие двигательной сфере. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки. Позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.

.В работе с такими детьми важной коррекционной задачей является развитие внимания и памяти, развитие мышления, выполнять задания на расширение понятий о цвете, величине форме и числе, развивать моторную деятельность. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушена внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Развивая внимание и память у детей, положительно складывается на коррекцию речевого недоразвития. Развитие зрительно – моторной координации, а также развитие тонкой моторики пальцев рук формирует умение точно и ловко выполнять те или иные движения.

Заниматься с детьми с проблемами ОНР можно во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, время игровой деятельности, время режимных моментов. Упражнения и игры развивающие внимание и память, которые могут использовать педагоги в своей работе.

Развитие памяти и внимания

Задание

На столе выставлены 2 -4 знакомых ребенку игрушки (их название проговаривается). Предлагается ребенку внимательно их рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. Педагог добавляет или прячет одну игрушку (потом 203). Осмотрев игрушки, ребенок должен сказать, какая игрушка появилась или исчезла.

Развитие внимания

Задание. На столе разложены в беспорядке части одной разрезанной картинки. Надо собрать их так, чтобы получилась целкая картинка. Сначала дается картинка, разрезанная на две части, потом на три, четыри и т. д.

Работа с разрезными картинками помогает педагогу выяснить: а) как ребенок справляется с комбинированием; б) как соотносит части и целое; в) действует ли он при составлении картинки методом проб и ошибок или же старается представить в уме картинку в целом.

Задания на расширение понятий о цвете, величине форме и числе.

Научить детей отсчитывать, выкладывать, приносить определенное количество предметов по образцу или называть, приносить определенное количество предметов по образцу или названному числу:

• Отсчитать столько же грибов, сколько положено карандашей;

• Отсчитать и принести столько кружочков, сколько палочек на столе и т. д.

Игра «Найди свой цвет». Дети встают в круг. Им раздают флажки двух цветов. Ведущий держит в одной руке красный флажок. В другой – белый. По сигналу «Раз, два, три» дети, которым достался красный флажок, становится по правую сторону ведущего, дети которым достался белый флажок, становится по левую сторону ведущего.

Развитие моторной деятельности

Работа с мозаикой.

а) Вставить пластинку в любое отверстие мозаики.

б) Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. дается образец, который не убирается.

в) Выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный)

г) Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Публикации по теме:

Возрастные психолого-педагогические особенности детей при обучении ПДД и ОБЖ Возрастные психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, при обучении ПДД и ОБЖ Старший воспитатель МБДОУ №16 Качура.

Конспект занятие «Учимся сотрудничать» для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Уткина Анна Юрьевна, педагог-психолог АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №171 «Крепыш» комбинированного вида г. Тольятти, Самарская.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Коррекция мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Многочисленными исследованиями установлено, что первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных процессов.

Организация и формы работы с родителями детей, страдающих общим недоразвитием речи Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы.

Консультация «Особенности лексики прилагательных детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного.

Проблема коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Человек не может жить, трудиться,.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются.

Консультация «Работа воспитателя в группе детей с общим недоразвитием речи» Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и сохраненным интеллектом оказываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 19 марта 2016 в 20:19
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Костенко (УИ 480609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД