олеся гниденко
Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта работы)
Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером, телевизором и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Публикация «Развитие предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. В своей работе с детьми я уделяю большое значение развитию предпосылок связной речи. Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Развитие предпосылок связной речи происходит : в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова) в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.
Работая с детьми 3 лет, я обратила внимание, что каждый ребенок осваивает речь по-своему. Дети в этом возрасте очень мало говорят, так как у них маленький пассивный словарь, ещё очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно сопровождать свои действия словами. Например, рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений ещё практически не существует. Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. По-разному воспринимают речь воспитателя.
На таких детей я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Учу детей говорить и быстро и медленно, произносить звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.
Например, при новом чтении потешки предлагаю не только повторять за мной игровые движения, но и слова потешки. Н-р: Потешка «Баю-бай».
Повторяю потешку несколько раз. Затем передаю куклу одному из детей и продолжаю повторять текст, а тот, кому передана кукла, покачивает ее и выговаривает слова: баю-бай, собачка, не лай.
Как можно чаще даю возможность детям говорить вместе, так как детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности.
Например, Т. Волгина «Паровоз». Дети садятся вокруг стола, на который ставлю игрушечный поезд.
Загудел паровоз. И вагончики повез: «Чах-чах, чу-чу-чу, Далеко я укачу!»
Давайте все вместе произнесем, как гудит паровоз. Дети повторяют вслед за мной звукоподражательные комплексы 2-3 раза.
Ни в коем случае не пресекаю детей, когда они «проборматывают» свои действия.
В своей работе по развитию предпосылок связной речи я решаю следующие задачи:
- Побуждаю ребенка реагировать на обращенную к нему речь (Егор, что ты строишь из кубиков? (я строю гараж); Маша, кто нарисован на картинке? (на картинке нарисован Колобок)
- Учу слушать воспитателя (потешка «Киска, киска, киска брысь…» после прочтения задаю вопросы: Как автор называет кошку? (киска). Куда киска не должна садиться? Почему?
- Учу выполнять простые поручения по словесной инструкции: «Саша подай Коле желтый шарик», «Слава, пожалей Варю, у нее болит пальчик»
- Вызываю речевое подражание (игровая ситуация «Чей домик». Домик на лужочке. Все двери на замочке. Ключики все подберем. И избушку отопрем. Ребята, дверь откроется, если вы правильно назовете голос животного. Я буду показывать животного, а вы произносите его звуки. Как кричит кот (мяу, мяу) и тд.
Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач :
Воспитание звуковой культуры речи реализовываю через игры и упражнения (н-р, «Медвежата наелись». Говорю: медвежата наелись, дети облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю (показ). Гладим животики и произносим «У-у-у». повторяем 2-3 раза. Или вношу куклу, говорю малыш хочет к маме и плачет «Уа-уа-уа». Как плачет малыш? Дети произносят. Или, ребята сожмите кулаки, представьте, что это молотки. Большой молоток стучит «Тук-тук», маленький «тюк-тюк-тюк», давайте забьём гвоздь маленьким молотком, а теперь большим и тд.)
Не малая роль отводиться формированию грамматического строя речи. В этом случае чаще всего использую различные грамматические упражнения: Например:
Показываю картинку «Дети на прогулке», задаю вопрос, что делают дети? (играют, бегают, смеются, катаются на санках и др. – дети учатся употреблять существительные с глаголами.
Упражнение «Прятки». Ставлю перед детьми столик, беру игрушку котенка и кладу его на стол (под стол, около стола). Спрашиваю, где спрятался котенок? (под столом, куда забрался котенок (на стол, где сидит котенок (около стола). Так дети учатся употреблять существительные с предлогом, для выражения пространственных отношений.
Ежедневно пополняю и расширяю пассивный и активный словарь детей. Общаясь с детьми, стараюсь задавать вопросы на различные темы, они начинают активно рассказывать куда ходили, что видели, используя в речи различные части речи, простые и распространенные предложения.
Активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. Поэтому словарные игры провожу с предметами например, (д/и «Чудесный мешочек», ребенок достает из мешочка предмет и говорит «Это красный кубик», или «Это кубик. Он красный»). Игры с игрушками (н-р «Огород». Задаю вопрос одному из детей : - Вика, какой овощ ты посадишь на грядке? Я посажу лук. - Даниил, какой овощ вырастишь ты? Я выращу морковь - дети берут соответствующие игрушки и тд.
Пополняю словарный запас с использованием наглядности, картинок (н-р, д/игра «Парные картинки». Дети проговаривают, играя в игру: «На картинке изображена чашка. Чашку положу рядом с кружкой – это посуда, кофта и брюки – это одежда и тд.). В таких ситуациях, ребенок вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Детям очень нравится играть в сказку, поэтому часто использую в работе с детьми игры в виде инсценировок и драматизаций. Периодически меняю книги, иллюстрации в книжном уголке, вношу новые игрушки.
Особое место уделяю работе по рассказыванию знакомых сказок ( Н-р: Даю ребенку книгу с хорошо знакомой сказкой и говорю: «Яна, расскажи кукле сказку про репку. А куколка послушает». Яна рассказывает сказку по иллюстрациям книги).
Подвижные игры также способствуют развитию речи детей (п/и «Кот и мыши» «Лохматый пёс» и др. – дети хором проговаривают слова игры, в играх присутствует звукоподражание животных).
Индивидуальную работу провожу не только с детьми, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития. Она включает: описание игрушек, картинок, составление совместных коротких рассказов.
Развитие предпосылки связной речи происходит в процессе организации режимных моментов:
- Сообщаю детям о том, что они сейчас будут делать, например, раздеваться. Раздеваем куклу Машу, которая гуляла с детьми и сопровождаю свои действия словами, обозначающими последовательность: сначала снимем рукавицы, развяжем и снимем шарфы, расстегнём застежки, молнии на куртке … и тд.). Одновременно дети повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот прием очень нравиться.
- Предлагаю одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка)
- Использую художественное слово для обсуждения режимных моментов: н-р, при одевание на прогулку:
Надеваем мы штаны – раз, два, три!
Надеваем курточку – раз, два, три! (и т. д. все, что надеваете)
Мы готовы – посмотри!
Об эффективности моей работы по развитию связной речи свидетельствуют показатели.
Дети могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); понимают короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте. Хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге. Активно участвуют в беседе. Ребенок может рассказать о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал.
В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. И от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.
Список используемой литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. 2000
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3 – 7 лет. – М. 1999
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Мл. гр. – М. : Мозайка-Синтез, 2005.
4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников – М. 2008
5. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку. // Дошкольное образование. - 2008-№ №10 с 53-59
6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М. 2009.