Раиса Беляева
Развитие познавательных процессов у дошкольников средствами музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте, я считаю, является подготовка ребёнка к школе. Поэтому необходимо в полной мере развивать у детей познавательные процессы.
В своей практике использую различные методы развития познавательных процессов у дошкольников, но особое внимание уделяю методу музейной педагогики. Так как мини-музеи в силу своей природы способны играть большую роль не только в нравственно-патриотическом, эстетическом, экологическом воспитании детей, социально-коммуникативном развитии, речевого развития, но и в развитии их творческих и познавательных способностей.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
В создании любого мини – музея лежит история (идея) его создания: а было это так: собираясь на прогулку, подходит ко мне со слезами Матвей, оказалось, потерялась пуговица от рубашки. Конечно, мы с ребятишками стали помогать ему, искать пуговицу, но она как назло куда – то закатилась. И Соня сказала: «Не плачь, у меня дома много пуговиц, я тебе завтра принесу, и мы пришьём тебе новую пуговицу». «А я тоже принесу», «И я» - отозвались другие дети. На следующий день дети, как и обещали, вместе с родителями принесли пуговицы, но, к сожалению, ни одна из них не подошла для рубашки Матвея. И появился первый вопрос: А почему она не подходит? И дети узнали, что пуговицы все разные – одни с петелькой, другие плоские. Так у нас появилась на свет идея проекта «Волшебная пуговка». Родители воспитанников предложили свою помощь для реализации данной идеи.
Первый этап нашего проекта – подготовительный. С детьми выбрали уголок в группе, а наши родители помощники принялись за дело – папы соорудили полочки, а мамы отыскали интересные коробочки и шкатулки для хранения пуговиц, подготовили образцы способов пришивания пуговиц, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме.
Второй этап совместного проекта осуществлялся через организацию деятельностного подхода с воспитанниками группы, направленного на познание и творческое превращение окружающего мира, открытия перед ребенком всего спектра возможностей использования пуговиц. Так мои воспитанники в рамках трудовой деятельности учились пришивать пуговицы. В ходе сюжетно-ролевых игр "Мы дизайнеры", «Ателье» дети подбирали пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п., придумывали свои образцы дизайнерских пуговиц.
Игры "Найди пару", "Какая лишняя?", «Подбери к одежде», "Выложи узор" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде, с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц в результате получилась - пуговичная мозаика. Совместно с родителями нашли еще одно применение пуговицам - массажные коврики для профилактики плоскостопия «Здоровей-ка!». Релаксационное воздействие на организм, снятие психоэмоционального напряжения у ребенка оказывает «Пуговичный аквариум», изготовленный одной из мамочек по рекомендациям педагога-психолога нашего дошкольного учреждения. Перебирание, передвигание и просто рассматривание пуговиц доставляет и детям, и взрослым огромное удовольствие. А в ежедневной развивающей работе с дошкольниками пуговицы становятся инструментом для проведения игровых коррекционных упражнений, индивидуальных игр, массажа. В ходе продуктивной деятельности изготавливали аппликации, панно, подарки для мам – бусы, браслеты, мальчики научились применять пуговицы в качестве колес для своих автомобилей. В ходе художественного чтения мы с ребятами, не только читали сказки про пуговицы, но, дети с большим интересом придумывали свои сказки и с азартом ими делились.
Результатом проекта стал мини-музей «Чудесная пуговка», где образцы пуговиц были сгруппированы по видам: «Детские пуговицы», «Металлические и форменные пуговицы», "Пуговицы для верхней одежды", «Пуговицы-украшения», «Пуговицы специального назначения» для морской, военной формы и формы почтальонов.
Подводя итог совместного проекта, я могу с уверенностью сказать, что участие в проекте способствовало повышению познавательных процессов : восприятие развивали в ходе занятий и игр с пуговицами: выкладывание пуговичной мозаики, сравнение пуговиц между собой по цвету, размеру, форме; рисовании и лепке пуговиц. Произвольность внимания тренировали играми с пуговицами – «Угадай, что изменилось», «Найди похожую пуговицу» (по цвету, размеру, материалу). Для развития произвольной памяти читали сказки о пуговицах с последующим пересказом, заучивали стихи, пословицы и поговорки. Воображение развивали при помощи игр и упражнений творческого характера – придумывание своей пуговицы, изобретение приспособлений, заменяющих пуговицы, выкладывание из пуговиц изображений и узоров по образцу и замыслу. Через игры с пуговицами дети разгадывали головоломки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры, тем самым развивали мышление. При составлении описательных рассказов, сочинении сказок о пуговицах развивали речь. Мои воспитанники стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Можно сделать вывод, что реализация данного проекта позволила развивать познавательные процессы в интересной для детей форме. Проект в полной мере способствовал формированию целевых ориентиров дошкольника.