Папки-передвижки

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников посредством музейной педагогики

Светлана Морозова
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников посредством музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Даём детям не итоги чужих исканий,

а ведём их тропой исканий…»

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников посредством музейной педагогики» размещена в разделах

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни. На протяжении всего детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка и в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, где дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Основным принципом ДО в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Характерными видами организации такой деятельности являются :

• организация решения познавательных задач;

• применение экспериментирования в работе с детьми;

• использование проектирования.

Одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Основными функциями познавательно - исследовательской деятельности являются :

1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).

2. Освоение ребенком причинно – следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений.

3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия

4. Развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий.

5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

Одной из главных целей воспитательной работы ДОУ является создание развивающей среды, способствующей сохранению естественных механизмов развития воспитанников, в которой у них формируются потребности к познавательно – исследовательской деятельности, саморазвитию и самореализации. В связи с этим у меня появилась уникальная идея – создать мини - музей в группе.

Созданию музея повлияла проблемная ситуация: дети не имели представления о музее. В нашем городе есть Краеведческий музей. Однако часто ли наши дети бывают в нем? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников нашей группы, ни разу не была в музее.

Причины самые разные:

Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Они малы и ничего не поймут, чего зря время тратить».

Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Поэтому я решила выбрать метод музейной педагогики в работе с детьми.

Что такое музей?

Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. В нашем случае слово «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность развивающей среды «мини-музеев» — участие в их создании детей и родителей. Мои воспитанники чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, подбирают загадки и пословицы, оформляют папки раскладки, выставляют в музеи выполненные рисунки и поделки совместно с родителями или с сестрами и братьями, ребята проводят экскурсии для младших детей детского сада. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Свой музей мы посещаем каждый день, сами ребята меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки, рассматривают. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, экспериментатор, творец экспозиции.

Причем, не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Распределение тем познавательно – исследовательской деятельности должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей и быть связанной с основной программой образовательного учреждения.

Знакомство с экспонатами музея провожу в три этапа :

• подготовительная работа в группе,

• одного или нескольких занятий,

• закрепления материала.

Занятия могут проводиться как в музее, так и в любом уголке группы.

Не мало важное значение имеет размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений, тем более в группе. Для расположения мини-музеев я использую различные части групповой комнаты, при этом не забываю, что он обязательно должен вписываться в интерьер нашей группы и быть доступным для детей. Экспонаты располагаю на полках, стеллажах, стенах, подоконниках, стоят на полу.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей.

Так, например мини - музей транспорта, птиц, кошки, насекомых, домашних животных, мы создавали в соответствии с блочным планированием,музей декоративно-прикладного

искусства появился в преддверии празднования масленицы. Музей «Подводные обитатели» создавали в летний период года, когда многие дети с родителями отдыхали на море, а возвращаясь, приносили много интересного материала, располагали его на полках, рассказывали о своих уникальных моментах встречи с прекрасным. К созданию музея «Праздник «Пасха» мы шли очень долго. Проращивали пшеницу для украшения пасхальных яиц, веточки вербы, тополя – поставили в воду и наблюдали за изменениями в росте зерен и почек. Одновременно мы поэтапно готовили заготовки яиц, украшали, создавали композиции. Наши работы участвовали в выставке нашего городского музея. За время работы музея открытки мы разработали проект и в течение трех месяцев дети знакомились с историей появления, оформления, печатания открытки в России, с ее разновидностями.

Тематика наших мини-музеев постоянно меняется. В музеи мы отводим место для разделов: «Работы своими руками», «Почитайте нам», «Поиграйте с нами» (дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм. Во время проведения познавательно – исследовательской деятельности я использую методы музейной педагогики, которая имеет ряд отличительных особенностей:

1. Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.

2. Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

3. Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

4. Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).

5. Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.

Однако, включение таких методов - дело не такое простое.

Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Наш первый музей был открыт именно в этом возрасте и назывался он «Кошки». Именно с этого возраста у детей формируется умение познавать, исследовать, видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном объекте.

Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности.

В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная работа для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло.

А после проведения занятия, для закрепления полученной информации и результатов исследования мы проводим небольшую творческую работу. Это может быть и рисунок, и поделка, и интересный рассказ по теме, и опыты, и многое другое.

В настоящее время у нас ведется создание мини – музея книги

Результатом моей работы стало участие детей группы в конкурсе, организованном городским краеведческим музеем по декоративно – прикладному творчеству «Пасхальная радость».Оформлена папка творческих работ детей. Детьми проводились познавательные рассказы для ребят младшего возраста, а также и для родителей. Конспекты образовательной деятельности выставлялись на конкурс сайта MAAM.RU.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Я хотела бы, чтобы лица моих воспитанников радостно сияли, музыка радовала их слух, произведения искусства радовали глаз, тело было пластичным, руки ловкими и умелыми. Хочу, чтобы они были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

Литература:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики : путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

7. Пантелеева, Л. В. Музей и дети. – М. : Изд. Дом «Карапуз». 2000. – 256с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики Конспект образовательной деятельности по музейной педагогики «Новый год в Ульяновске-Симбирске» Разработан воспитателем высшей квалификационной.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников «Расскажем Незнайке о свойствах веществ» Тема: «Расскажем Незнайке о свойствах веществ» Цель. Развивать у дошкольников познавательную активность, совершенствовать исследовательские.

Познавательно-исследовательская деятельность. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (фотоотчет)Познавательно-исследовательская деятельность. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников (фотоотчет) Подготовительная группа № 4 «Ласточка» БОУ Школа № 875 СП «Сказка» Воспитатель: Чернышова Ирина Анатольевна, Москва - 2015 Подготовили.

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы)«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (из опыта работы) В своей работе большое внимание я уделяю познавательно – исследовательской деятельности. СЛАЙД №2 Познавательно – исследовательская деятельность.

Проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ» «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Актуальность.

Проект «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» дошкольников» Цель проекта: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами.

Сообщение из опыта работы «Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики» Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, это отражено в основной образовательной программе.

Выступление на родительском семинаре-практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Выступление на родительском семинаре - практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Выполнила: воспитатель высшей.

«Живая память о былом» — значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников Значение музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников посредством музейной педагогики
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 15:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников посредством музейной педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова (УИ 67872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД