Алиса ...
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад с. Терновка»
Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики.
(консультация для педагогов).
Подготовила: воспитатель
Лутохина Ольга Юрьевна.
Терновка
2015
Если педагогика не хочет быть бессильной,
она должна быть народной.
К. Д. Ушинский
Публикация «Экологическое воспитание младших дошкольников средствами народной педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание эффективно тогда, когда осуществляется с опорой на эмоционально – чувственную сферу ребенка, а также в процессе его деятельности в природе.
В процессе воспитания детей система экологического воспитания должна охватывать все возрастные группы – от ясельной до подготовительной к школе. Все дети участвуют в создании и поддержании условий, необходимых для уголков природы.
Для детей младшего дошкольного возраста я предлагаю использовать малые жанры русского фольклора: колыбельные песни, потешки, помня о том, что погружение в фольклорную среду – важное условие работы с детьми, особенно в ранний период детства.
Народом создано множество песен, потешек, дающих возможность без назидательных, сухих нравоучений, в приятной и доступной форме обучать ребенка жизни. Жизнь малышей – это в первую очередь питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому для работы с малышами я отобрала потешки, прибаутки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, содержат элементы экологического содержания, с другой стороны – могут быть использованы в режимных моментах.
Содержание колыбельных песен и манера их исполнения свидетельствует о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни; счастье свое связывал с будущем со счастливым будущем своих детей… Если до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы ее ритма, мелодии, слов, выражающих сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания.
Колыбельные песни пронизаны любовью, нежностью и лаской к ребенку, в них выражается забота о нем, высказываются добрые пожелания и предостережения.
Поэтому, когда я начинаю петь колыбельные песни детям, они, даже если и не понимают некоторые слова, слушают, успокаиваются, засыпают. Почему? Ритм играет важную роль в проникновении образов песни в душу ребенка. Под колыбельные песни намного быстрее успокаиваются и засыпают даже те дети, которых трудно было даже уложить в кровать.
Важно отметить: потешки, пестушки, колыбельные песни – явления семейной народной педагогики, поэтому, как правило, они обращены к одному ребенку. В условиях детского сада – детей много, поэтому некоторые потешки немного изменяю, ввожу обращение не к одному ребенку, а к целой группе.
Большинство потешек, пестушек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой, но в образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок расширяет свои знания о животных, их голосах, особенностях поведения. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания дошкольника.
Собирая детей на прогулку, я также использую потешки и прибаутки, в содержании которых отображены природные явления, описания времен года.
Еще одна особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движениями, игрой слов. Это позволяет использовать его в процессе экологического воспитания при ознакомлении с животными, растениями. Дети охотно подражают звукам и движениям в игре вместе с воспитателем.
Подбирая материал, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Используя потешки для детей раннего возраста, необходимо выбирать краткие, ритмичные, слова должны быть понятными для детей. Из народного костюма необходимы лишь его элементы. Для детей средней и старшей групп можно вводить более продолжительные стихотворные формы, предлагать народный костюм не только для воспитателя, но и для детей.
Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас малышей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, ритмичность движений, знакомит с животными.
На начальном этапе обучения и воспитания особенно важен положительный эмоциональный контакт педагога и ребенка. Жанры русского фольклора помогают достичь желаемого результата.