Елена Митенькина
Проект «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Актуальность
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Поэтому нами был собран иллюстративный, предметно – развивающий материал, оформленный по принципу музейной педагогики.
Публикация «Проект „Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
На мой взгляд, в обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Я уверена, музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям, искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к народам, проживающим рядом, их быту и культуре.
Я считаю, что именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Для реализации данной технологии мной определена следующая
цель
: создание условий для формирования толерантного отношения дошкольников к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ.
Задачи.
- Способствовать накоплению опыта об основах национальной культуры, приобщению детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.
- Воспитывать понимание самобытности культур разных народов, бережное отношение к национальным ценностям, этническим особенностям.
- Воспитывать положительное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Концептуальность
(своеобразие и новизна)
Я уверена, музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Он обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Я заметила, что музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и сами дети.
Музейная педагогика помогает мне решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ, например, региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем». Такая организация педагогического процесса играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме этого, технология музейной педагогики обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
В своей работе по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики мы опирались на следующие принципы:
• доступность содержания
• актуальность
• разнообразие
• комплексность
Материально-техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Нами был приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)
Методическое обеспечение
:
В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами её являются мини-музей, «Татарская изба», картинная галерея.
Для обеспечения теоретической базы наряду с региональной программой «Мы в Мордовии живем», мы используем следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:
1. Российский этнографический музей детям. С-П «Детство-Пресс»2001г.
2. Красная изба. С-П «Детство» 2000г.
3. Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков, Казань, 1990г.
4. Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.
5. Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.
6. Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ (автор: Исайкина А. И.)
7. Программа обучения детей татарскому языку. (сост. Батршина В. Р.)
8. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
9. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.
10. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.
Предполагаемые результаты
Для педагогов
:
Мы считаем, что работа по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики способствует:
- повышению уровня компетенции педагогов в музейной педагогике;
- внедрению инновационных изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса;
- интеграции музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.
Для воспитанников:
Мы считаем, что в работе по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики :
- повысится качество усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности;
- появится интерес к музейной культуре;
- повысится качество воспитания и образования дошкольников.
Для родителей:
Совместная работа детского сада и семьи способствует повышению музейной культуры у родителей, повышению статуса семейного воспитания.
Конечные результаты реализации воспитательно-образовательной работы с дошкольниками средствами музейной педагогики способствуют
- повышению культуры межнациональных отношений дошкольников в условиях ДОУ и за его пределами;
- повышению компетентности и профессионализма педагогов в музейной культуре.
В своей работе мы определили три основных этапа работы, это:
1 этап Организационный
, где мы опирались на план работы:
- разработка идеи, постановка задач;
- планирование основных этапов и структуры проекта;
- формулировка проблемы;
- подбор литературы, наглядного и дидактического материала;
- проведение опроса и анализа уровня знаний детей по тематике проекта (зона ближайшего развития).
2 этап Продуктивный
Для организации работы я использую такие формы организации работы с детьми:
I. Ежедневные
- коллекционирование вместе с детьми и родителями;
- пополнение мини-музея группы;
- работа клуба «Друзья музея».
II. Еженедельные:
- Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.
игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Голубая гжель», «Мода из бабушкиного сундука» др.
Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
Игры – упражнения: «Закрась поднос», «Закончи узор», «Сложи домино (на закрепление орнамента русской, татарской и мордовской росписи, “Собери целое из частей» (символика малой Родины, «Одень куклу в мордовский наряд»
и т. д.
Воспитание детей невозможно без чтения художественной литературы и устного народного творчества. Поэтому в своей работе мы использовали чтение русских, татарских, мордовских сказок, мифов, произведений устного, народного творчества.
III. Периодические.
Периодически в мини-музеях проводились тематические занятия, образовательные и обзорные экскурсии, конкурсы и викторины. Например «Край ты мой любимый», «Секреты старины», «Таланты земли мордовской», «Мордовия спортивная» и т. д.
С большим интересом дети учавствовали в театрализованной постановке по мотивам народных сказок для детей младшего возраста с использованием музейной утвари.
Работа с педагогами:
Работа по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики проходит в тесном взаимодейтвии с педагогическим составом музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
Совместно с музыкальным руководителей дети разучивали и исполняли национальные песни, стихи, танцевальные композиции. С руководителем по физической культуре дети играли в народные игры- забавы, такие как «Палочка-выручалочка», «Коршун», «Хитрая лиса», татарская национальная игра «Продаем горшки», «Кто первый», «Тимербай», и др.
Работа с семьей:
Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Для родителей проводились:
- консультации «Организация мини-музея в ДОУ», «Мини-музей в развитии детей дошкольного возраста»,
«Приобщение дошкольников к музею ДОУ»;
- совместно с детьми была оформлена выставка «Выдающиеся люди Мордовии»;
- для совместной работы с родителями было оформлено пособие «Красота народного костюма»
- была оформлена папка-передвижка ««Мастера Земли Мордовской»;
- проводилась фотовыставка «Мое любимое село», конкурсы поделок
«Русский народный костюм» «Мордовские умельцы»;
Совместно с детьми были выпущены семейные газеты о родном селе, о своей малой родине.
3.
Результативность опыта
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, стали наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появился познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. У детей развивается способность учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Возможность тиражирования
Опыт моей работы по музейной педагогике был размещен на сайте Nsportal. ru. , Маам. ру, на международной конференции по вопросам поликультурного воспитания.