Эльвира Морозова
Выступление на педсовете «Развитие познавательных процессов на занятиях по математике»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательных процессов
на занятиях по математике.
(слайд 2) Математическое развитие ребёнка – одна из основных задач в общей системе дошкольного образования. Математика способствует развитию умственных способностей детей, развивает гибкость их мышления, учит логике.
Публикация «Выступление на педсовете „Развитие познавательных процессов на занятиях по математике“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
(слайд 3)В практических видах деятельности дети учатся считать и сравнивать предметы, преобразовывать, воссоздавать, измерять и группировать их. Они познают свойства, отношения объектов, их связи и зависимости, осваивают арифметические действия, знакомятся с многообразием геометрических фигур.
(слайд 4). Познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д, а, следовательно, и успешного обучения в школе. Дошкольный возраст – самое благоприятное время для начала развития у детей этих процессов познания.
(слайд 5) Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед нами, педагогами дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но познавательную и эмоциональную сферу ребёнка.
(слайд 6)Важной задачей воспитателя является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:
• использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей;
• использования нетрадиционных занятий;
• создания предметно-развивающей среды в группе;
• использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
(слайд 7)Развитию познавательных процессов на занятиях по математике способствует использование в работе с дошкольниками
нетрадиционных методов по математическому развитию.
К данной группе методов относятся:
моделирование (например, предложить детям использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя)
элементарные опыты (Детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков) занимательные проблемные ситуации (Например, формируя у дошкольников временные представления, мы можем предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»)
математические сказки, проектная деятельность и т. д.
Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.
(слайд 8)Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционные занятия :
Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.) ;
Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина);
Театрализованные занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию);
Занятия - сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения) ;
Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает);
Занятия-путешествия;
Занятия-сказки;
Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) ;
Занятия типа «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) ;
(слайд 9)Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является и предметно-развивающая среда.
Для этого в группе должна быть создана математическая зона, где размещаются игровые материалы, способствующие познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия, сравнения, логических операций. Когда ребенку интересно, он легко, свободно, и добровольно включается в игру. Детям очень нравятся задачи-шутки, головоломки, логические упражнения. С целью развития у дошкольников пространственных представлений, логического и конструктивного мышления, воображения, памяти и внимания, используется разнообразный игровой занимательный материал.
(слайды 10-31) Это различные дидактические игры и упражнения (словесные, с использованием наглядного материала, числовые курьезы, лабиринты; математические игры; задачи и упражнения с блоками Дьенеша («Выложи дорожки», «Кошки-мышки», «Художники», «Архитекторы», «Логический поезд», палочками Кюизенера («Кростики»,«Аквариум», «Волшебные сказки», «Буквы», «Сказочный город»); игры-головоломки («Танграм», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Вьетнамская игра», игровой материал по развивающим играм Б. П. Никитина («Сложи узор»). С помощью дидактических игр воспитатель не только передает определенные знания, но и учит детей играть.
(слайд 32)Причем разнообразные игры и упражнения можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.
(слайд 33)Обучая детей в процессе игры, будем стремиться к тому, чтобы радость игр перешла в радость учения!
Учение должно быть радостным!
(слайд 34) Спасибо за внимание!