Галина Зуева
Коррекционная программа развития познавательных процессов старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Целью коррекционно – развивающей программы является развитие познавательных процессов детей. Программа содержит 8 групповых занятий, которые проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 25-30 минут. Каждое занятие начинается с небольшой разминки, которая помогает детям настроиться на работу. Особенностью данной программы является то, что каждое занятие включает разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие тех или иных познавательных процессов. Занятие начинается с более подвижных игр и упражнений, требующих от детей активизации различных познавательных процессов. Далее идут упражнения, требующие большей произвольности и концентрации. В заключении психолог подводит итог занятия, хвалит детей и мотивирует их к дальнейшим занятиям.
Публикация «Коррекционная программа развития познавательных процессов старших дошкольников» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
План групповых занятий, направленных на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Занятие 1
Упражнение: «Тень». Цель: развитие пространственного восприятия тела.
Упражнение «Выполни движения». Цель: Развивать двигательную и зрительную память, внимание, координацию движений.
Упражнение «Закончи слово». Цель: развитие скорости и гибкости мышления
Занятие 2
Упражнение: «Регулировщик». Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, быстроты реакции.
Упражнение «Назови слово». Цель: развитие гибкости мышления
Упражнение «Смотри внимательнее». Цель: развитие произвольности внимания
Занятие 3
Упражнение «Бывает – не бывает». Цель: развитие мышления.
Упражнение: «Выложи фигуры из спичек». Цель: развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления.
Упражнение «Сколько слов со звуком?». Цель: - закрепление навыков восприятия и произношения звуков.
Занятие 4
Упражнение: «Фигуры и предметы». Цель: развитие наблюдательности.
Упражнение «Отвечай быстро». Цель: развитие гибкости мышления.
Упражнение «Кто ушел?». Цель: развитие памяти, внимания.
Упражнение «Прятки». Цель: научить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под) и активизация их в речи)
Занятие 5
Упражнение «Что внутри?». Цель: развитие мышления и речи
Упражнение: «Я положил в мешок». Цель: развитие памяти
Упражнение «Вопрос-ответ». Цель: развитие логического мышления и речи.
Занятие 6
Упражнение «Пантомима». Цель: развитие воображения и творческих способностей.
Упражнение «Предмет-действие». Цель: развитие мышления и речи
Упражнение «Что нового». Цель: развитие умения концентрироваться на деталях, развитие памяти.
Упражнение «Рисунки в ряд». Цель: развитие произвольного внимания.
Занятие 7
Упражнение «Скажи наоборот». Цель: обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов; обогащение словаря.
Упражнение «Узнай слово». Цель: развитие переключения и распределения внимания.
Упражнение «Испорченный телефон». Цель: формирование навыков восприятия и различения звуков речи; уточнение и расширение словаря;
Занятие 8
Упражнение «Запомни порядок». Цель: развивать память, внимание.
Упражнение «Придумай слова». Цель: развитие воображения, речи, эмоциональной сферы.
Упражнение «Вершки-корешки». Цель: - расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках, уточнение и расширение словаря.
Упражнение «Музыкальная загадка». Цель: развитие воображения, эмпатии.
С детьми, у которых выявлены проблемы с отдельными познавательными процессами, рекомендовано выполнение дополнительных индивидуальных упражнений. Необходимо отметить, что все занятия должны проходить в игровой форме. Также эти упражнения могут быть порекомендованы родителям для дополнительных занятий дома.
Упражнения для индивидуальных занятий, направленных на развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.
Упражнения на развитие восприятия и пространственного мышления
Упражнение: «Холодно – Горячо; Право – Лево». Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.
Упражнение: «Дорисуй фигуры». Цель: развитие точности восприятия.
Упражнение: «Где?». Цель: развитие пространственных представлений.
Упражнения для развития мышления.
Упражнение «Найди лишнее слово». Цель: развитие способности обобщать, выделять существенные признаки»
Упражнение «Наоборот». Цель: развитие мышления и речи
Упражнение «Угадай по описанию». Цель: развитие мышления и речи
Упражнение «Кто кем будет». Цель: развитие мышления
Упражнение «Найди лишнее слово». Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения,
Упражнение «4-лишний». Цель: развитие обобщения
Упражнение «Назови, одним словом». Цель: формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.
Упражнение «Подбери признаки». Цель: развитие логического мышления и смысловой памяти.
Упражнение «Смысловые ряды». Цель: развитие мышления.
Упражнения для развития памяти
Упражнение «Чего не стало». Цель: развитие памяти, внимания.
Упражнение «Узнай предмет». Цель: развитие восприятия и памяти
Упражнение «Нарисуй фигуру». Цель: развитие восприятия, мышления и памяти
Упражнение «Запомни фигуры». Цель: развитие зрительной памяти.
Упражнение «Я – фотоаппарат». Цель: развитие памяти, воображения
Упражнение «Картинки для запоминания». Цель: освоение мнемотехнических приемов, формирование
Упражнение «Рассказ». Цель: развитие произвольной памяти
Упражнение «Смысловая система». Цель: освоение мнемотехнических приемов, формирование осознанности запоминания, развитие памяти.
Упражнения на развитие внимания.
Упражнение «Точки». Цель: развитие объема внимания.
Упражнение «Пуговицы». Цель: развитие внимания, логического мышления и ориентация в пространстве.
Упражнения на развитие воображения
Упражнение «Дорисуй картинку». Цель: развитие зрительного воображения.
Упражнение «Что, если…». Цель: развитие вербального (словесного) воображения.
Упражнение «Распутай слова». Цель: обучение составлению простых предложений, согласование слов.
Упражнения на развитие речи
Упражнение «Исправь предложение». Цель: научить находить смысловую ошибку в предложении.
Упражнение «Слушай и считай». Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.
Упражнение «Составь фразу». Цель: закрепить умение образовывать предложения из предложенных слов.
Итак, при проектировании программы развития познавательных процессов старших дошкольников нами учитывались как возрастные, так и индивидуальные особенности детей. Все упражнения программы имеют игровую форму, поскольку именно в игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами, познавая их свойства и качества. Предложенная комплексная программа занятий с детьми по развитию познавательных процессов составлена таким образом, чтобы максимально полно учитывать индивидуальные особенности детей, сохраняя при этом преимущества групповых форм работы.