Елена Михайловна Свойкина
Развитие познавательных интересов детей в процессе ознакомления с явлениями природы
Развитие любознательности, потребности узнать – одна из задач воспитания дошкольника подготовки его к обучению в школе. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведёт к формированию у детей поисковой деятельности, познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие. Знания детей и уровень развития познавательных интересов взаимосвязаны : с одной стороны, познавательные интересы способствуют усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний.
Публикация «Развитие познавательных интересов детей в процессе ознакомления с явлениями природы» размещена в разделах
- Погода и природные явления
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому я решила организовать поисковую деятельность детей, воспитание их познавательных интересов через наблюдения и труд в природе. Разработала план:
1. В процессе непосредственного активного наблюдения явлений природы, бесед эвристического характера, трудовой деятельности в природе формировать у детей систему знаний.
2. Использовать приёмы, способствующие мыслительной активности, ведущие ребёнка от анализа к обобщению, от сравнения к классификации.
Такой путь развития поисковой деятельности я считаю наиболее удачным. На начало учебного года у ребят были представления о временах года и о тех изменениях, которые происходят в связи с этим в природе в жизни и деятельности взрослых и детей. В новом учебном году программа требовала от нас решения более сложных задач: я должна была развивать у детей наблюдательность и любознательность, формировать обобщенные представления о явлениях природы, подготовить к установлению простых связей между ними.
Учитывая наглядно-действенную и наглядно-образную формы мышления у детей, соответственно подбирали и методы развития познавательных интересов. Богатый материал для этого дало нам осень. Ежедневные наблюдения за состоянием погоды помогали закрепить у детей знания о признаках осени: стало холодно, редко показывается солнышко, небо покрыто тучами, часто идут дожди, трава мокрая, земля холодная, много луж, которые долго не просыхают, дует холодный ветер.
Экскурсия в парк в пасмурный день убедила детей что небо серого цвета, а в парке не слышно птиц, исчезли насекомые, землю покрывают желтые и оранжевые листья. Предложила детям тихонько потрясти дерево, чтобы дети увидели, как опадают желтые листья. Это помогло в объединении такого явления, как листопад. Само слово «осень» стало для детей обобщающим понятием, так как вызвало у них определённые ассоциации связанные с состоянием погода.
Наблюдениям детей я стараюсь придавать активный характер: учу не просто смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление. Стараемся обратить внимание детей на один объект во время наблюдения: следим за небом, или определяем силу ветра, рассматриваем дерево.
Любое наблюдение начинаю с того, что указываю объект и ставлю перед детьми цель. Так, перед рассматриванием рябины в начале сентября я сказала детям: «Сегодня мы с вами внимательно рассмотрим это дерево» Дала время на осмотр рябины и предложила вопросы: «Как называется это дерево?», «Как вы узнали, что это рябина». «Какая рябина была летом?». «Как изменила её осень?».
Вопросы заставили детей более внимательно наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы. Например, на последний вопрос при наблюдении за рябиной дети отвечали так: «Только у рябины краснеют листья» «Листьев стало мало, потому что листопад». Затем собрали букет из опавших листьев рябины, и дети увидели, что они не только багряные, но и алые, красные. Это было маленькое «открытие» для ребят.
Эту рябину мы наблюдали ещё не раз: осенью, когда рябина сбрасывала листву, весной, когда набухали почки. После первого снегопада ответы детей были разные : «Стоит укутанная снегом», «Рябинке тепло», «Укрылась снегом как теплым одеялом». Чувствовалось, что ребята эмоционально откликнулись на состояние рябины. Но пришлось их немного разочаровать, обратив внимание на прогнувшиеся под тяжестью снега ветки: «Почему ветки так низко наклонились к земле?». Дети ответили не сразу. Задумались. Первым сообразил Дима «Снегу много на ветках, тяжело им». И сразу вопрос другого ребё нка: «А ветки не сломаются?». Мне пришлось разъяснить: «Могут сломаться, поэтому надо помочь рябинке?. Как это сделать?. А если я немного потрясти дерево?. Снег упадет и ветки поднимутся».
Развиваю у детей наглядно-образного мышления помогло и ведение календаря природы, где показана рябина в разное время года. Дети легко устанавливали причинно -следственную связь в изменении дерева в зависимости от времени года. Вопросы которые предлагаю детям, стараюсь ставить в логической последовательности, чтобы у них вырисовывался образ наблюдаемого явления или объекта.
Много радости вызвал у детей первый снег. Я познакомила детей со свойствами снега в морозную, умеренно теплую погоду, когда снег скрипел под ногами и его легко было убирать лопатой. Дети сопоставляя состояние погоды со свойствами снега, делали простые выводы, отмечали его свойства. Так рассматривая снежинки сравнивали их со звездочками, палочками, пушинками, крупинками. Снег падал на рукавичку, на ладошку и дети сами делали вывод, где и почему снежинки быстрее тают. Вспомнили загадки: «Что за звёздочки резные на пальто и на платке?
Все сквозные вырезные, а возьмешь-вода в руке»
«С неба звездой
В ладошке водой»
Календарь наблюдений за птицами помог детям получить первые впечатления и видовом различии птиц. Ребята сопоставляли картинки с увиденным во время прогулок.
В уголке природы посеяли лук, овес, чтобы дети могли понаблюдать за процессом роста семян и овощей. Мотивировка была такой: зелёные перья лука нужны для еды детям, а зелёные всходы овса для корма птицам. Такая постановка цели вызвала интерес к работе.
Развитию познавательных способностей наших воспитанников помогают дидактические игры: «От какой ветки эти детки?», «Узнай растение по описанию», «Где что растёт?», «Найди дерево по листочку». «Какая это птица?». С помощью их дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определённым качествам.
Много внимания уделяем решению познавательных задач на занятиях по развитию речи и ознакомлению с миро природы, ознакомлению с окружающим. Так читая рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка» помогаем детям понять идейный смысл произведения через простой опыт: в банку с водой бросали камешки, и дети увидели, как поднимается уровень воды. Тогда вопрос, почему галку назвали умной, не показался детям сложным.
Знания, которые мы даём детям на занятиях, экскурсиях во время наблюдений усваиваются неодинаково. Естественно, возникает необходимость индивидуальной работы, которую мы обычно проводим в утренние и вечерние часы, а также на прогулках. Организуем наблюдения беседы, рассматриваем картинки, привлекаем детей требующих особого подхода, к труду в уголке природы, предлагаем сделать зарисовки наблюдений, чтобы потом они рассказали о том что видели.
Не забываем об этих детях и на занятиях, используя такой приё м: предлагаю правильный ответ товарища, спрашиваю согласен ли он с ответом, задаем вопросы попроще. Делаю это с той целью, чтобы у малоактивных детей не пропал интерес к приобретению знаний.
Удачным считаю прием, когда дети с хорошими знаниями и умениями показывают и рассказывают другим, как например надо ухаживать за рыбками или чем кормить попугайчика.
К работе привлекаем и родителей. Проводим открытые занятия, в уголке для родителей помещаем советы и рекомендации, даём консультации с описание приёмов ознакомления детей с природой во время прогулок.
Целенаправленная работа дала положительные результаты: наши дети стали внимательными во время наблюдений, научились делать простейшие выводы, замечать необычное в природе, у них появилась любознательность, потребность узнать новое.