Папки-передвижки

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы (1 фото)

Наталья Черникова
Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы
▼ Скачать + Заказать документы

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы

Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, Н. Н. Поддъяков.

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной, т. к. человеческое общество стоит на грани экологического кризиса.

Публикация «Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы» размещена в разделах

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Именно в дошкольном детстве дети получают базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у них формируются основы экологического сознания и начальные основы экологической культуры.

В содержание образовательной области Познавательное развитие входит раздел Ознакомление с миром природы.

Задачи этого раздела:

-содействовать умению устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

-формированию элементарных экологических представлений;

-формированию первичных представлений о природном многообразии планеты Земля;

-способствовать воспитанию любви к природе, желанию беречь ее.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей при ознакомлении с осенними явлениями природы. Среди них: наглядные, практические, словесные методы.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы

Большое место в дошкольном обучении занимают наглядные методы. Использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления дошкольников.

К наглядным методам относятся наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, иллюстраций, демонстрация презентаций, просмотр видеофильмов о природе.

Не менее значимую роль в обучении дошкольников играют практические методы.

К практическим методам относятся экологические, подвижные, дидактические игры, труд в природе, опыты и эксперименты. Использование этих методов в процессе ознакомления детей с осенними явлениями природы позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания.

И наконец, третья группа методов-это словесные методы. К ним относятся рассказ воспитателя, чтение художественных произведений о природе, беседы, использование фольклорных материалов. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Среди наглядных методов можно выделить наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Наблюдение организуется воспитателем, позволяет детям целенаправленно, более или менее длительно воспринимать объекты и явления природы.

Воспитатель может проводить наблюдение как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек, а также со всей группой воспитанников.

Целесообразнее проводить наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Задачи, которые ставят педагоги во время наблюдений с детьми 1 младшей группы: формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.

С детьми второй младшей группы: развивать умение замечать изменения в природе;

расширять представление, что осенью собирают урожай овощей и фруктов.

С детьми средней группы: развивать умение замечать и называть изменения в природе;

формировать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

С детьми старшей группы: закреплять представления детей, как похолодание изменяет жизнь растений и животных;

знакомить, как некоторые животные готовятся к зиме,

некоторые птицы улетают в теплые края.

С детьми подготовительной группы: учить замечать приметы осени.

Во время наблюдений воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Время наблюдений можно использовать загадки, игровые приемы.

Надо обратить внимание на то, чтобы каждое последующее наблюдение было связано с предыдущим. Таким образом, будет происходить формирование знаний, умений и навыков детей в системе.

Такой наглядный метод, как рассматривание картин, иллюстраций, педагоги часто используют во время занятий с дошкольниками.

Задачи, которые ставят воспитатели:

-сформировать у детей эстетическое отношение к природе,

-умение видеть ее красоту,

-воспринимать образно-художественный смысл картины,

-видеть яркие средства выразительности.

Дополнительно для создания эмоционального фона при рассматривании картин можно использовать прием слушания музыки или поэтических произведений. Это позволит детям увидеть красоту природы в более ярких красках, рассмотреть и представить образ того или иного объекта природы в полной мере.

Для детей младших групп для рассматривания можно использовать иллюстрации «Сбор листьев», «Огород», «За грибами», любую картину с пейзажем осени.

Для детей средней группы можно использовать на занятии картины из серии «Времена года (в саду, на огороде и в поле осенью)».

Для детей старшей группы для рассматривания могут быть интересны картины И. Левитана «Золотая осень», И. Бродской «Опавшие листья»,

И. Горлова «Осень», И. Остроухова «Золотая осень».

Для детей подготовительной группы можно использовать картины И. Бродской «Опавшие листья», «Осенний туман»,

И. Горлова «Осень».

Важное место среди наглядных методов занимает применение технических средств обучения (демонстрация презентаций).

Красочные картинки на слайдах, используемые в презентации, дают толчок познавательной активности детей, способствует лучшему восприятию и запоминанию изучаемого материала. Сейчас в детских садах широко используется данный метод. Современным детям это очень интересно.

Среди практических методов можно выделить дидактические игры, посредством которых происходит уточнение, закрепление имеющихся у детей представлений об осенних явлениях природы. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации объектов природы, например игры об овощах, фруктах, грибах. Во время проведения игры педагог может использовать разные приёмы: вопросы, указания, объяснение, загадки.

В первой младшей группе можно использовать такие дидактические игры, как: «Раскладывание листьев по подобию», «Вершки-корешки», «Кто найдёт дерево?», «Чудесный мешочек». Можно использовать осенние листья, муляжи овощей и фруктов.

Во второй младшей группе можно также использовать дидактическую игру «Чудесный мешочек», а также игры: «Найди листок, какой покажу»,

«Выкладывание для Осени жёлтого и зелёного шарфика». Можно использовать, как муляжи овощей и фруктов, так и картинки с изображением листьев, корнеплодов и плодов, осенние листья.

Игры можно проводить во время прогулки, а также на занятии или в вечернее время. А также во время проведения осенних досугов.

В средней группе можно использовать дидактические игры: «Найди такой листок, как на дереве», «Детки на ветке», «Опиши, я отгадаю».

В старшей группе подойдут в работе с детьми такие игры, как: «Вершки и корешки», «Ботаническое лото», Отгадай, что за растение»,

«Что растёт в лесу».

В подготовительной группе можно использовать дидактические игры: «Лесные модницы (грибы)», «Узнай по описанию», «Времена года».

Многие дидактические игры и пособия можно сделать своими руками и использовать в работе с детьми.

Широко применяются педагогами в работе с детьми подвижные игры. Их можно использовать на занятиях, во время прогулки, во время проведения развлечений и праздников. А также в перерывах между занятиями.

В младших группах детям будут интересны и подойдут в рамках программы подвижные игры «Солнышко и дождик», «Тучи и ветер». Можно использовать в качестве атрибута для игры зонтик, картинки тучки, ветра, солнышка, а также музыкальное сопровождение: аудиозапись дождя, шума ветра или металлофон.

В средней группе можно проводить с детьми такие подвижные игры, как: «Кто скорее соберёт?», «Найди себе пару», «У медведя во бору». В качестве атрибутов можно использовать муляжи овощей, фруктов, грибов, орехов, шишек, шапочки (ободки) с изображением овощей и фруктов.

В старшей и подготовительной группах можно проводить такие подвижные игры, как: «Съедобное - несъедобное», «Собери урожай», «Огородники». В качестве атрибутов можно использовать мяч, муляжи овощей и фруктов, обручи, мешки.

Также к практическим методам относится труд в природе. Педагоги организуют его в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд дает возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы

В первой младшей группе можно привлечь детей к сбору опавших листьев, сухих веток. Дети с удовольствием буду принимать участие в трудовом процессе и оказывать посильную помощь взрослому.

Во второй младшей группе необходимо продолжать привлекать к сбору осенних листьев, а также приучать к уборке участка, веранды от листьев.

В средней группе продолжается работа по привлечению детей к уборке листьев на участке, сбору осенних листьев, а также воспитатели содействуют проявлению желания у детей собирать семена цветов на клумбе, овощей на огороде.

В старшей группе продолжается работа по организации сбора урожая на огороде, семян в цветнике, а также дети привлекаются к заготовке и сушке листьев растений (для аппликаций, гербария, зимних букетов, уборке листьев, очистке грядок от стеблей растений.

В подготовительной группе воспитатели продолжают привлекать детей к уборке участка от листьев, сбору природного материала на участке, в парке, семян растений цветника, урожая на огороде, очистке огорода от веток, корней, учат перекапывать землю. Дети уже осознанно помогают взрослому, радуются результату труда.

Словесный метод рассказ педагог может использовать с разными целями: для ознакомления с новыми явлениями и фактами либо для расширения знаний об уже знакомых осенних явлениях природы.

Во время рассказа можно использовать прием использования иллюстративного материала: фотографий, картин, что позволит детям более четко представить картину объясняемого материала.

Часто педагоги используют словесный метод – беседу. Беседа может быть 2-ух видов: предварительная и итоговая (по обобщению).

Предварительная беседа используется перед наблюдением, экскурсией.

Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Беседа как метод ознакомления детей с осенними явлениями природы используется с детьми среднего и старшего, подготовительного возраста.

Широко используется в работе с детьми словесный метод - чтение художественной литературы, благодаря которому происходит расширение и обогащение знаний детей об окружающем, формирование способности к восприятию и пониманию художественной литературы.

Педагог может использовать такие приемы, как:

-беседа о прочитанном,

-рассматривание иллюстраций,

-объяснение незнакомых слов.

Детская книга дает богатый материал для воспитания у детей познавательного интереса, наблюдательности и любознательности, расширяет кругозор, дает духовную пищу. Попутно воспитатели должны уделить внимание бережному отношению к книгам.

Сообщение подготовлено в рамках Программы развития и воспитания детей в детском саду Детство/ авт. Михайлова З. А., Бабаева Т. И., Гурович Л. М. // Санкт-Петербург: Детство-пресс. – 2004

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Методы и приемы активизации родителей для совместного сотрудничества с целью социализации детей» Социализация детей сегодня - это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует.

Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы Прежде чем давать ребёнку знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Актуальность проблем экологии в системе.

Использование инновационных практико-ориентированных технологий при ознакомлении детей с окружающим миром. Выступление на ГМО воспитателей подготовительных к школе групп Использование инновационных практико-ориентированных образовательных.

Использование инновационных технологий при ознакомлении детей с правилами дорожного движения Соснова Галина Константиновна, МБОУ ПГО «Детский сад №69 комбинированного вида», воспитатель высшей квалификационной категории. [i]Актуальность. [/i].

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие воображения через нетрадиционные методы и приемы изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Одной из задач воспитания.

Методы и приемы для обучения детей составлению описательных рассказов по картине Развитие речи детей одна из актуальных проблем вот уже на протяжении несколько лет. Ведь от развития речи зависит дальнейшая судьба ребенка.

Тема проекта «Ознакомление детей с сезонными явлениями природы в произведениях художественной литературы» Вид проекта: познавательный, творческий. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Образовательные области: «Познавательное.

Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Педсовет"Значение театрализованной деятельности у детей в детском саду". Выступление"Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности.

Знакомство с зимними явлениями природы. Познавательно-исследовательская деятельность «Ледяной дождь» Недавно в блоге Ирины Румянцевой познакомилась с беседой, которую она проводила со своими воспитанниками "Ледяной дождь - хорошо ли плохо?".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы
Опубликовано: 7 октября 2017 в 11:51
+299Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Черникова (УИ 5853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 131.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД