Сысоева Мария
Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности у старших дошкольников
с нарушением зрения в процессе экспериментирования
Ребенок с нарушением зрения развивается в условиях ограничения или искажения визуальной информации об окружающем мире.
Публикация «Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Вследствие чего дошкольник имеет недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. В связи с этим, важно в период дошкольного возраста научить детей, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства.
Тематикой ознакомления становится, в первую очередь, близкое окружение ребенка дома, в детском саду. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов, их свойств и взаимосвязей. В ходе изучения дети учатся последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно фиксированных признаков.
Там, где невозможно, трудно получить зрительную информацию, детей учат активно включать в процесс обследования сохранные анализаторы. Дополнительную информацию ребенок получает за счет полисенсорных взаимосвязей (слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных и других). Это обеспечивает более полную и точную информацию. Подобная познавательная активность и интерес к окружающему наиболее благополучно развивается у ребенка при совместной деятельности с воспитателем. Именно при правильной педагогической организации познавательная активность может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов с помощью следующего оборудования: весы, песочные часы, увеличительные стекла, детские микроскопы. При правильно организованной и привлекательной развивающей среде у детей возникает активный интерес к предметам и объектам окружающего мира, они трогают их, ощупывают, сравнивают, задают разные вопросы, знакомятся с материалом и свойствами предметов и объектов.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
- детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
- в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое следует проводить по стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.
Предложенная совокупность факторов педагогического воздействия, включающая в себя принципы обучения и определяемая ими совокупность педагогических методов, приемов, форм организации педагогических условий является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования в рамках дошкольного учреждения.
В заключение следует отметить, что конкретизация сущности познавательной активности как развивающегося сложного личностного образования, раскрытие его структуры, выделение системы критериев, фиксирующих состояние компонентов познавательной активности в процессе детского экспериментирования, позволяет эффективно и целесообразно планировать содержание познавательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.