Мамай Елена Васильевна
Развитие познавательной активности учащихся в процессе музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Реализации задач развития познавательной активности учащегося в процессе музыкальных занятий в системе детского объединения «Музыкальный калейдоскоп» способствуют следующие методы педагогической деятельности:
1. Комплекс методов, способствующий формированию сознания и эмоциональной сферы учащегося, включает – «историко-стилевой» анализ (М. К. Михайлов, метод художественных ассоциаций.
Публикация «Развитие познавательной активности учащихся в процессе музыкальных занятий» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
2. Комплекс методов, нацеленных на стимулирование творческой активности учащегося, включает – метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.
Далее мы кратко охарактеризуем каждый из методов.
Метод историко-стилевого анализа (М. К. Михайлов)
Теоретические основы данного метода заложены в исследованиях Б. В. Асафьева, М. К. Михайлова, В. Медушевского, В. Холоповой. Стилевой анализ, по мнению вышеназванных музыковедов, представляет собой сознательное отвлечение от индивидуальных особенностей отдельного произведения (объекта) в пользу обнаружения признаков общности, объединяющих его с некоторым множеством других объектов, составляющих данный стиль. Решающее значение для историко-стилевого анализа имеет то своеобразное, неизменно повторяющееся соотношение, соподчинение музыкально-выразительных средств различных уровней, которые и составляют стилевой инвариант. Исследователи, рассматривая стиль в качестве системного объекта изучения выделяют отдельные элементы этой системы – стилевые признаки: особенности мировосприятия и самосознания эпохи; идейно-художественные установки творческого направления; черты национального своеобразия; характерные черты мировоззрения, темперамента, склада личности автора; типичные образные сферы и идейные концепции; типичные драматургические принципы; своеобразие системы жанровых средств; характерные особенности средств музыкальной выразительности. При этом в зависимости от поставленных учебных задач активизируются, окрашивая собой все остальное, или становятся фоном отдельные элементы стилевой системы. В реализации нашей методической модели обучения, определяющую роль при выполнении стилевого анализа музыкального произведения играют идейно-эстетические посылки, которые в значительной степени определяют «лицо» индивидуального стиля композитора.
Историко-стилевой анализ включает следующие этапы:
1) выявление философско-обобщенной идеи произведения;
2) осознание логики развития интонационно-образного содержания в контексте целостной формы произведения;
Использование историко-стилевого анализа в качестве метода обучения в процессе музыкально-теоретических занятий позволяет реализовать деятельностный подход к обучению, добиться единства информационной и операционной сторон в обучении, повышает уровень проблемности обучения.
Метод ассоциаций является одним из эффективных способов развития и формирования эмоционально-познавательной сферы личности учащегося. Данный метод в числе других эффективных средств педагогического воздействия применял в своей деятельности Ф. Шопен. По воспоминаниям Ж. Матиаса, Шопен «на уроке был поэтом», раскрывая сущность музыкальных образов посредством поэтических сравнений. Основная задача использования этого метода заключается в том, чтобы найти эмоционально-образные, смысловые параллели, связи между содержанием музыкального произведения и явлениями окружающего мира или других видов искусства, осуществить выход в экстра-музыкальные сферы (цит. по 3). Возникающий в результате синтез музыкального и зрительного, или слухового способствует расширению границ содержания музыкального образа, тем самым углубляя художественное познание произведения. В последние десятилетия метод ассоциаций получил свое обоснование в отдельных трудах по психологии. По мнению специалистов данного профиля, ассоциации способствуют обогащению формирующихся художественных образов, облегчающих и ускоряющих переход от стадии перцепции образа к стадии его осмысления. Благодаря подключению жизненного опыта посредством ассоциаций происходит «присвоение» реципиентом музыкального произведения, которое приобретает для него «личностный смысл».
Метод проблемных ситуаций способствует мобилизации эмоционально-сознательной, волевой и деятельностно - практической сфер личности в процессе решения творческой задачи повышенной трудности. Эффективность метода проявляется во всех трех составляющих педагогического процесса. Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в творческом и прочном овладении знаниями. Развивающий эффект обнаруживается в способности учащихся понимать противоречия, давать обоснования, предвидеть результат. В воспитании результативность метода проявляется через различного рода отношения, личностные качества учащихся. Использование данного метода в учебной деятельности, в частности в процессе музыкально-теоретических занятий в системе дополнительного образования, имеет свою целесообразность. Учет уровня развития, индивидуальных способностей и возрастных особенностей учащегося позволяет педагогу эффективно корректировать организацию учебного процесса – составлять программу, соответствующую индивидуальным особенностям каждого учащегося, корректировать задачи, методы и приемы, их трудность и направленность.
Метод творческих заданий представляет собой метод обучения, который позволяет педагогу, опираясь на имеющийся у учащегося багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Эффективность данного метода проявляется не только в приращении новых знаний, но и стимулировании познавательного интереса, овладении исследовательскими методами мышления. Метод творческих заданий предполагает систему, в которой реализуется диалектика от простого к сложному, от частного к общему и возврат к частному. Подобная последовательность представляет собой герменевтический «круг познания». В условиях учебно-исполнительской деятельности система творческих заданий имеет аналитическую и музыкально-исполнительскую направленность.
Литература
1. Михайлов М. К. Стиль в музыке. – М., 1981.
2. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. – М. 1994.
3. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. – М. 1987.
4. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.