Папки-передвижки

Развитие познавательной активности учащихся в процессе музыкальных занятий

Мамай Елена Васильевна
Развитие познавательной активности учащихся в процессе музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Реализации задач развития познавательной активности учащегося в процессе музыкальных занятий в системе детского объединения «Музыкальный калейдоскоп» способствуют следующие методы педагогической деятельности:

1. Комплекс методов, способствующий формированию сознания и эмоциональной сферы учащегося, включает – «историко-стилевой» анализ (М. К. Михайлов, метод художественных ассоциаций.

Публикация «Развитие познавательной активности учащихся в процессе музыкальных занятий» размещена в разделах

2. Комплекс методов, нацеленных на стимулирование творческой активности учащегося, включает – метод творческих заданий, метод проблемных ситуаций.

Далее мы кратко охарактеризуем каждый из методов.

Метод историко-стилевого анализа (М. К. Михайлов)

Теоретические основы данного метода заложены в исследованиях Б. В. Асафьева, М. К. Михайлова, В. Медушевского, В. Холоповой. Стилевой анализ, по мнению вышеназванных музыковедов, представляет собой сознательное отвлечение от индивидуальных особенностей отдельного произведения (объекта) в пользу обнаружения признаков общности, объединяющих его с некоторым множеством других объектов, составляющих данный стиль. Решающее значение для историко-стилевого анализа имеет то своеобразное, неизменно повторяющееся соотношение, соподчинение музыкально-выразительных средств различных уровней, которые и составляют стилевой инвариант. Исследователи, рассматривая стиль в качестве системного объекта изучения выделяют отдельные элементы этой системы – стилевые признаки: особенности мировосприятия и самосознания эпохи; идейно-художественные установки творческого направления; черты национального своеобразия; характерные черты мировоззрения, темперамента, склада личности автора; типичные образные сферы и идейные концепции; типичные драматургические принципы; своеобразие системы жанровых средств; характерные особенности средств музыкальной выразительности. При этом в зависимости от поставленных учебных задач активизируются, окрашивая собой все остальное, или становятся фоном отдельные элементы стилевой системы. В реализации нашей методической модели обучения, определяющую роль при выполнении стилевого анализа музыкального произведения играют идейно-эстетические посылки, которые в значительной степени определяют «лицо» индивидуального стиля композитора.

Историко-стилевой анализ включает следующие этапы:

1) выявление философско-обобщенной идеи произведения;

2) осознание логики развития интонационно-образного содержания в контексте целостной формы произведения;

Использование историко-стилевого анализа в качестве метода обучения в процессе музыкально-теоретических занятий позволяет реализовать деятельностный подход к обучению, добиться единства информационной и операционной сторон в обучении, повышает уровень проблемности обучения.

Метод ассоциаций является одним из эффективных способов развития и формирования эмоционально-познавательной сферы личности учащегося. Данный метод в числе других эффективных средств педагогического воздействия применял в своей деятельности Ф. Шопен. По воспоминаниям Ж. Матиаса, Шопен «на уроке был поэтом», раскрывая сущность музыкальных образов посредством поэтических сравнений. Основная задача использования этого метода заключается в том, чтобы найти эмоционально-образные, смысловые параллели, связи между содержанием музыкального произведения и явлениями окружающего мира или других видов искусства, осуществить выход в экстра-музыкальные сферы (цит. по 3). Возникающий в результате синтез музыкального и зрительного, или слухового способствует расширению границ содержания музыкального образа, тем самым углубляя художественное познание произведения. В последние десятилетия метод ассоциаций получил свое обоснование в отдельных трудах по психологии. По мнению специалистов данного профиля, ассоциации способствуют обогащению формирующихся художественных образов, облегчающих и ускоряющих переход от стадии перцепции образа к стадии его осмысления. Благодаря подключению жизненного опыта посредством ассоциаций происходит «присвоение» реципиентом музыкального произведения, которое приобретает для него «личностный смысл».

Метод проблемных ситуаций способствует мобилизации эмоционально-сознательной, волевой и деятельностно - практической сфер личности в процессе решения творческой задачи повышенной трудности. Эффективность метода проявляется во всех трех составляющих педагогического процесса. Обучающее значение проблемной ситуации проявляется в творческом и прочном овладении знаниями. Развивающий эффект обнаруживается в способности учащихся понимать противоречия, давать обоснования, предвидеть результат. В воспитании результативность метода проявляется через различного рода отношения, личностные качества учащихся. Использование данного метода в учебной деятельности, в частности в процессе музыкально-теоретических занятий в системе дополнительного образования, имеет свою целесообразность. Учет уровня развития, индивидуальных способностей и возрастных особенностей учащегося позволяет педагогу эффективно корректировать организацию учебного процесса – составлять программу, соответствующую индивидуальным особенностям каждого учащегося, корректировать задачи, методы и приемы, их трудность и направленность.

Метод творческих заданий представляет собой метод обучения, который позволяет педагогу, опираясь на имеющийся у учащегося багаж знаний, умений и навыков, на их индивидуальные способности, ставить перед ними творческую задачу, консультировать их деятельность, оценивать и использовать в учебном процессе ее результаты. Эффективность данного метода проявляется не только в приращении новых знаний, но и стимулировании познавательного интереса, овладении исследовательскими методами мышления. Метод творческих заданий предполагает систему, в которой реализуется диалектика от простого к сложному, от частного к общему и возврат к частному. Подобная последовательность представляет собой герменевтический «круг познания». В условиях учебно-исполнительской деятельности система творческих заданий имеет аналитическую и музыкально-исполнительскую направленность.

Литература

1. Михайлов М. К. Стиль в музыке. – М., 1981.

2. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. – М. 1994.

3. Мильштейн Я. И. Очерки о Шопене. – М. 1987.

4. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. – М., 1996.

Публикации по теме:

«Воздух-невидимка». Занятие по формированию познавательной активности детей в процессе экспериментирования «Воздух – Невидимка» Составитель: Лукманова Мумина Баласиевна МКДОУ «Ласточка» Цель занятия: - развивать познавательную активность в процессе.

Конспект открытого мероприятия по развитию познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования «Волшебная вода» ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Проект по развитию познавательной активности детей в процессе восприятия музыки «Истории, которые рассказывает музыка» Направление: развитие познавательной активности детей в процессе восприятия музыки. Тип проекта: познавательно-творческий. Сроки проведения.

Развитие познавательной активности через проектную деятельность Ведущая идея метода проекта состоит в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного.

Развитие познавательной активности детей Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при формировании представлений посредством дидактических игр математического.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы.

Развитие познавательной активности детей средствами дидактической игры Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа) Длительность занятия – 15 минут Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,.

Презентация «Развитие познавательной активности в процессе экологического воспитания через экспериментирование» В наше время проблемы экологического образования вышли на первый план, им уделяют всё больше внимания. Мы хотим видеть наших воспитанников.

Выпускная работа «Проведение недели технологии как условие развития познавательной активности учащихся» Проведение недели технологии как условие развития познавательной активности учащихся ВЫПУСКНАЯ РАБОТА Петровой Елены Ивановны, слушателя.

Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» развитие познавательнко-исслед. деятельности. pptx Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности учащихся в процессе музыкальных занятий
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 17:06
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности учащихся в процессе музыкальных занятий» (включая файлы) размещена пользователем Мамай Елена Васильевна (УИ 1544154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД