МААМ-картинки

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения

Ирина Литвинова
Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила педагог МБДОУ –

детский сад №196 компенсирующего

вида города Саратова

Литвинова Ирина Николаевна

Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения.

Публикация «Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения» размещена в разделах

Изобразительная деятельность находится в очень тонких и своеобразных связях с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами характера и поведения, а также с тем своеобразием специфических особенностей, которые возникают на фоне зрительной патологии. Рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка. Прежде всего, оно, являясь одним из средств отражения предметного мира, способствует развитию познавательной деятельности.

Ребенку необходимо иметь ясное представление о тех качествах и свойствах предметов, которые ему следует передать в рисунке. Образовывать представления надо путем восприятия предмета, т. е. через непосредственное чувственное познание. Процесс рисования включает припоминание зрительно воспринятого предмета, поэтому обучение детей изобразительной деятельности невозможно без целенаправленного совершенствования зрительного восприятия и формирования зрительных образов у детей с нарушением зрения. Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование реальных представлений об окружающем. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных впечатлений у слабовидящих детей и детей с косоглазием и амблиопией. Наблюдается затрудненность выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов при нарушенном зрении. На занятиях по рисованию решается ряд весьма важных коррекционных задач:

• • коррекция зрения и зрительного восприятия в процессе формирования навыков обследования объекта, упорядочения процесса наблюдения, анализа, систематизации процесса восприятия, уточнения образа предмета;

• • усиление и активизация полисенсорного восприятия при анализе объекта;

• • конкретизация и активизация речи и мышления в процессе восприятия и отображения;

• • преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

Рисованию всегда предшествует предметно-практическая деятельность (наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые и дидактические игры, в процессе которой осуществляются обогащение и коррекция чувственного опыта, уточнение образов предметов окружающего мира. Используя дидактические игры и задания, педагог учит детей различать и сравнивать объекты с их изображениями, анализировать особенности строения предметов и строить изображения. Таким целям служат задания типа «Подбери к дереву лист», «Найди такой же предмет, какой изображен на картинке», «Составь целый предмет, целое изображение». Дидактические игры и упражнения на сличение реального предмета с его изображением способствуют формированию способов анализа, сопоставления, определения строения предмета реального и его изображения. К ним можно отнести задания на соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами «Найди сходство и различие», «Подбери к предмету его силуэтные, контурные и цветные изображения», «Найди другую половину изображения, предмета».

У детей с нарушением зрения при необходимости изображения формы, цвета, объема и пространственного положения предметов возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов. Кроме того, характерны большие затруднения в овладении способами и навыками изображения, что обусловлено нарушениями зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточным зрительным контролем за движением рук. Применение специальных приемов и способов обучения, таких как:

• поэтапное исследование предмета;

• использование рамок, фоновых экранов, накладок на фланелеграф, трафаретов,

позволяют формировать у ребенка полный зрительный образ о предмете.

Обследование и анализ натуральных предметов проводятся по четкой схеме, в выделении главных признаков предмета: определяющих его строение и расположение деталей, цвета и его оттенков, а также пространственного расположения. Выделение этапов обследования и анализа натуры строится с учетом состояния зрения и уровня развития практических навыков и умений анализировать объекты детьми с нарушением зрения.

При усвоении представлений о конкретном предмете важно дать детям понятия о разнообразии формы, строения и цветовой окраске натуральных объектов. Для этого на занятиях каждому ребенку предлагается изобразить предметы аналогичной формы: одному — мяч, другому — яблоко, третьему — шар.

На другом занятии для понимания разнообразия округлых форм на основе сформированных эталонных представлений можно дать всем детям рисовать яблоко, но у каждого оно будет различаться по форме, окраске, размерам. Делают это для того, чтобы дети имели возможность не только справиться с посильным заданием, но и получить обобщенные понятия о форме и других признаках предметов одного вида.

Большие трудности возникают у детей с нарушением зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Целенаправленное восприятие пространства должно быть осознано ребенком, в условиях зрительно-пространственной недостаточности от педагога требуется применение специальных приемов и способов понимания пространственных признаков. Качество представлений, их точность и полнота, яркость зависят от качества имевших место восприятий и ощущений. Педагоги должны развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, на картинке вдалеке лес, деревья очень маленькие, а на переднем плане изображены зайцы, они по размеру больше, чем деревья.

На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. Известно, что при отдельных видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности, контрастности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.

На каждом занятии учить детей снимать зрительное напряжение с помощью глазной гимнастики, пальминга (закрыть глаза ладонями, работы с точкой (аккомодация глаза).

Дидактические игры и упражнения

Средняя группа. • Развивать цветовосприятие, закреплять знания основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов:

«Подбери по цвету», «Составь узор», «Укрась коврик», «Что у нас красное, синее, зеленое?», «Морские волны», «Волшебные цветы», «Разноцветные странички», «Закончи узор», «Оденем куклу» т. д.

• Учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными изображениями:

«Подбери к предмету его изображение (контурное, силуэтное, цветное)», «Составь из частей целое изображение», «Раскрась картинку», «Совмести контурное и силуэтное изображение», «Вложи в прорези предмет (изображение) т. д.

• На занятиях по развитию зрительного восприятия и ориентированию в пространстве способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций:

«Составь целый предмет», «Проследи, по какой дорожке идут зверушки», «Раскрась изображение», «Разрезные картинки», «составь узор по образцу» т. д.

Старшая группа.

• Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту. Узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире. Замечать цвет движущихся объектов: «Едет зеленая машина», «Бежит рыжий кот», «Летит желтый лист» и т. д. :

«Подбери по цвету и оттенкам»,»Что в рисунке неправильно» (цвет предметов, «Кто скорее соберет цветной узор», «Составь по контурному образцу цветное изображение».

• Продолжать учить различать геометрические фигуры. Использовать трафареты для изображения и дорисовывания предметов:

«На что похоже», «Какой формы предмет», «Нарисуй по трафарету», «Обведи по контуру», «Найди предмет такой же формы».

Подготовительная группа.

• Учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне дома и т. д.). Понимать изображение перспективы в рисунке:

«Что на рисунке ближе, дальше?», «Подбери к дереву лист», «Подбери вторую половинку», «Перечисли, что изображено на запутанном рисунке?».

• Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по определенным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение):

«Сколько одинаковых предметов», «Найди в картинке, что изображено неверно», «Чего в предмете недостает?», «Сколько округлых, квадратных, прямоугольных форм в предмете?», «Где находятся сини, зеленые, красные объекты?», «Какие предметы ближе, дальше?».

Игры для детей с ослабленным зрением

На общеобразовательных занятиях, в игровой деятельности и деятельности детей в быту проводятся коррекционно-педагогические упражнения с использованием специально разработанных педагогических пособий. Эти упражнения проводятся ежедневно, по расписанию.

В процессе воспитания и лечения учитываются разносторонние возможности каждого ребенка.

Зрительные нагрузки — это система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на повышение зрительных функций амблиопичного глаза. Одна часть их используется для повышения остроты зрения, другая для зрительной гимнастики. Все умения и знания, полученные на занятиях и в игровой дея-тельности, закрепляются в повседневной жизни детей.

Приведем примеры заданий и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л. А. Григорян.

«Комплекс игр и упражнений для детей младшего дошкольного возраста».

Острота зрения — 0,04.

1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4 см) в основные

цвета — красный, оранжевый, зеленый.

2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.

(ширина полос до 2 см).

3. Наклеивание крупных аппликаций (4 см).

4. Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов.

5. Сборка строительных конструкций из крупных деталей.

Острота зрения — 0,05-0,1. .

1. Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3 см).

2. Выполнение аппликационных работ (2-3 см).

3. Плетение ковриков из полос шириной 2 см.

4. Работа с конструкторами.

5. Рассматривание рисунков крупного размера.

6. Игры с мозаикой.

Острота зрения -— 0,2-0,3,

1. Раскрашивание мелких деталей рисунка.

2. Аппликации (размером менее 2 см).

3. Плетение ковриков из полос шириной менее 2 см.

4. Конструирование из мелких деталей.

5. Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес).

6. Построение рисунков из мозаики.

7. Лепка из пластилина на наглядном материале (овощи, фрукты).

8. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску.

Острота зрения — 0,4 и выше.

1. Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу.

2. Наклеивание аппликаций до 1 см.

3.. Плетение ковриков из полос до 1 см.

4.. Конструирование из мелких деталей.

5. Обнаружение ошибок в рисунке с мелкими деталями (дом из трубы).

6. Построение мелких рисунков из мозаики.

7. Лепка из пластилина мелких фигур.

8. Нанизывание на леску бус размером менее 1 см.

«Комплекс игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста».

Острота зрения — 0,04.

1. Раскрашивание крупных деталей усложненных рисунков (животные).

2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.

3.. Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков

(ширина полос до 2 см.)

4. Лепка крупных животных из пластилина.

5. Работа с крупным строительным материалом.

Острота зрения — 0,05-0,1.

1. Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение контуров рисунков через тонкую бумагу.

2. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1,5 см.

3. Лепка из пластилина более мелких фигур.

4. Работа с пластмассовым конструктором.

5. Работа с мозаикой.

6. Нанизывание бус основных цветов диаметром до 1,5 см на леску.

7. Обнаружение различий в двух крупных рисунках.

Острота зрения •— 0,2-0,3.

1. Обведение мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и раскрашивание их, не выходя за контуры. Рисование геометрических фигур.

2. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1 см.

3'. Лепка мелких фигур.

4. Работа с более мелким конструктором.

5. Построение рисунков из мозаики.

6. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску, чередуя по цвету.

7. Обнаружение ошибок в рисунке.

8. Разгадка ребусов в детских журналах.

Острота зрения — 0,4 и выше.

1. Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание, не заходя за контуры.

2. Составление орнамента из клеток. ,

3. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см и менее.

4. Лепка мелких фигур.

5. Работа с мелким конструктором.

Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной | работы. Так, например, при высокой степени амблиопии предмет ты и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см, так как у детей с нарушением зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Им трудно работать с очень мелким материалом.

Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрофицированных игрушек. Например, игры с карманным фонариком: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажегся», «Сколько горит лампочек на панели?», «Проследи за огоньками» (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось). На занятиях в качестве физкультурных минуток можно предложить задания: «Посчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонек?» и т. д.

На занятиях по изобразительной деятельности много внимания уделяется формированию реальных представлений, выделению признаков предметов, чтобы дети затем смогли отобразить в своих рисунках.

Дети могут рассматривать изображения предметов, животных, птиц, сюжетных картинок из сказок и т. д. При этом важно, чтобы дети рассказывали о том, что они видят на картинках.

В задании «Выложи такой же рисунок» (на фланелеграфе) дается образец рисунка в нескольких планах (1-3 плана). Дети должны на фланелеграфе воспроизвести из вырезанных изображений рисунок.

Дидактическая игра «Нанизай на каждый шнурок шарик соответствующего цвета». Даются шнурки разного цвета и цветные шары. Дети нанизывают каждый цветной шар на шнурки соответствующего цвета. Или же даются изображения ниточек разного цвета, и дети кладут к ним круги соответствующего цвета.

В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиопичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений.

1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета

В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого.

Вы можете использовать:

Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками.

Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.

Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

Какие предметы изображены? Назови их.

! Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.

Какие предметы изображены? Назови их.

Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови их.

Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других.

Найди и обведи все треугольники.

Поиск отличий в сходных изображениях.

Найди отличия в этих рисунках.

Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

Что не нарисовал художник?

3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.

Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.

Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркни их.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития тактильного восприятия «Одень куклу по сезону» для детей 5–7 лет с нарушением зренияДидактическая игра для развития тактильного восприятия «Одень куклу по сезону» для детей 5–7 лет с нарушением зрения .

Использование трафаретов для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Консультация для родителей Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий имеет свои.

Комплекс игр с песком на развитие зрительного и тактильно-двигательного восприятия Игра «Дорисуй ниточку» Цель: Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой - не такой). Игра развивает зрительное.

Накопление сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение.

Открытое занятие развитие зрительного восприятия «Осенний лес». Старшая группа Ребята, поздоровайтесь с гостями. Посмотрите, какой вокруг разноцветный ковер. Я что – то слышу, по - моему под листочками кто то прячется.

Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зренияРазвитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения С помощью зрения человек постигает не только все многообразие, но и все многоцветие окружающей его действительности. Способность человека.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с нарушением зрения Обучение дошкольников должно предусматривать не только со-общение знаний, формирование навыков и умений, но, в первую очередь, развитие.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит.

Статья «Развития зрительного восприятия У Детей старшего дошкольного возрастас нарушениями зрения» РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ М. В. Степанова ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.

Значение конструирования как средства коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения Для детей-дошкольников, с которыми я работаю много лет, занятия оригами имеют огромное значение и возможности для их всестороннего развития:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 12:58
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие зрительного восприятия в процессе рисования у детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Литвинова (УИ 439759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД