Михайлова Любовь Валерьевна
Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
развитие познавательнко-исслед. деятельности. pptx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города Волжска Республики Марий Эл
Выступление на МО воспитателей среднего возраста
Тема: «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»
Выступила: воспитатель МДОУ №1 «Одуванчик»
Михайлова Л. В.
2017г.
«Нельзя отрицать справедливость утверждения,
Публикация «Консультация „Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
что наблюдения и эксперименты составляют
основу всякого знания, что без них любые
понятия превращаются в сухие абстракции»
(А. И. Иванова)
Ребёнок по своей природе исследователь. Творец, исследователь
формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а намного раньше того времени, когда он впервые придёт в детский сад. Огромная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Формированию и развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны педагогов.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи между природой и человеком. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Главная цель экспериментального обучения – формирование способности самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
У дошкольника должно быть сформировано такое интегративное качество, как:
- "Любознательный, активный"
-Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
-Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).
В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
Цель экспериментальной деятельности :
-формировать познавательную активность;
-создавать условия для развития познавательных и психических процессов
-повышать интерес к исследовательской деятельности;
-формировать основы научного мировоззрения
Особенности обучение в рамках исследовательского подхода:
-происходит с опорой на непосредственный опыт ребенка;
-детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности;
-создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой -опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Роль педагога в повышении активности ребенка
в познавательно-исследовательской деятельности :
1. Стимулирует интерес
2. Стимулирует исследовательское поведение ребенка
3. Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата
4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений
5. Использует приемы РТВ (развития творческих способностей)
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
пристальному и целенаправленному обследованию
объекта; Младший дошкольный возраст
-способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию
(ведущая роль педагога);
-активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
-развивать способность
-формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности
(практические опыты).
Старший дошкольный возраст:
-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
-формировать умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
-развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать
выводы.
Главные достоинства экспериментирования в детском саду:
- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
-активно развивается речь ребенка;
-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
-формируются трудовые навыки;
-укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Организация работы с детьми дошкольного возраста идёт по трём направлениям, каждое из которых предполагает несколько тем:
1) живая природа (формирование представлений у детей о характерных особенностях сезонов, о многообразие растительного и животного мира, их приспособлении к окружающей среде и т. д.);
2) неживая природа (о переходе воды в твердое состояние и обратно, о движении воздуха (ветре, экспериментирование с песком, глиной, Экспериментирование с солнечным светом и т. д.);
3) человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. Занимательные опыты, эксперименты дают возможность детям самим прийти к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Для успешного решения поставленных задач в группах необходимо организовывать уголки экспериментирования ("Почемучки", "Хочу все знать", "Уголок Знаек").
Заинтересовывая ребят экспериментированием, направлять их любопытство в необходимое русло.
Опыты проводяться и о свойствах предметов, и о воздухе, о воде- со всем тем, что окружает ребят в их повседневноей жизни.
Вот несколько доступных опытов:
«Песок»
Цель. Рассмотреть форму песчинок.
Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.
Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.
Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
«Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
«Живая вода»
Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
«Свойства воздуха»
Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.
Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
«Как работает термометр»
Цель. Посмотреть, как работает термометр.
Материалы. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.
Процесс. Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.
Очень интересно и полезно будет наблюдать ребятам, как развивается растение.
В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организовано в трё х основных формах:
- Организованная образовательная деятельность;
-Совместная деятельность педагога и воспитанника;
-Самостоятельная деятельность детей.
Важно помнить, что организованная образовательная деятельность является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей. Такой вид деятельности проводятся не чаще одного раза в две-три недели.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого вида деятельности с детьми (по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи, по конструированию и ручному труду и т. д., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).
Структура занятия - экспериментирования
(примерная)
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до организованной образовательной деятельности).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Список литературы
1. Дыбина О. В, Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007. 3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. - ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.