Получи документы

Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»

Михайлова Любовь Валерьевна
Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

развитие познавательнко-исслед. деятельности. pptx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города Волжска Республики Марий Эл

Выступление на МО воспитателей среднего возраста

Тема: «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»

Выступила: воспитатель МДОУ №1 «Одуванчик»

Михайлова Л. В.

2017г.

«Нельзя отрицать справедливость утверждения,

Публикация «Консультация „Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

что наблюдения и эксперименты составляют

основу всякого знания, что без них любые

понятия превращаются в сухие абстракции»

(А. И. Иванова)

Ребёнок по своей природе исследователь. Творец, исследователь

формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а намного раньше того времени, когда он впервые придёт в детский сад. Огромная жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматривается в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Формированию и развитию поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны педагогов.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи между природой и человеком. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Главная цель экспериментального обучения – формирование способности самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

У дошкольника должно быть сформировано такое интегративное качество, как:

- "Любознательный, активный"

-Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

-Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности).

В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

Цель экспериментальной деятельности :

-формировать познавательную активность;

-создавать условия для развития познавательных и психических процессов

-повышать интерес к исследовательской деятельности;

-формировать основы научного мировоззрения

Особенности обучение в рамках исследовательского подхода:

-происходит с опорой на непосредственный опыт ребенка;

-детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности;

-создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой -опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.

Роль педагога в повышении активности ребенка

в познавательно-исследовательской деятельности :

1. Стимулирует интерес

2. Стимулирует исследовательское поведение ребенка

3. Обсуждает варианты поиска, прогнозирования и результата

4. Помощь в составлении алгоритма, правил, ограничений

5. Использует приемы РТВ (развития творческих способностей)

Задачи познавательно-исследовательской деятельности :

пристальному и целенаправленному обследованию

объекта; Младший дошкольный возраст

-способствовать вхождению воспитанников в проблемную игровую ситуацию

(ведущая роль педагога);

-активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом);

-развивать способность

-формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности

(практические опыты).

Старший дошкольный возраст:

-формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

-развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью

взрослого, а затем и самостоятельно;

-формировать умения применять данные методы, способствующие решению

поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

-развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать

выводы.

Главные достоинства экспериментирования в детском саду:

- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

-активно развивается речь ребенка;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность

преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

-развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

-формируются трудовые навыки;

-укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Организация работы с детьми дошкольного возраста идёт по трём направлениям, каждое из которых предполагает несколько тем:

1) живая природа (формирование представлений у детей о характерных особенностях сезонов, о многообразие растительного и животного мира, их приспособлении к окружающей среде и т. д.);

2) неживая природа (о переходе воды в твердое состояние и обратно, о движении воздуха (ветре, экспериментирование с песком, глиной, Экспериментирование с солнечным светом и т. д.);

3) человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.). Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации. Занимательные опыты, эксперименты дают возможность детям самим прийти к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Для успешного решения поставленных задач в группах необходимо организовывать уголки экспериментирования ("Почемучки", "Хочу все знать", "Уголок Знаек").

Заинтересовывая ребят экспериментированием, направлять их любопытство в необходимое русло.

Опыты проводяться и о свойствах предметов, и о воздухе, о воде- со всем тем, что окружает ребят в их повседневноей жизни.

Вот несколько доступных опытов:

«Песок»

Цель. Рассмотреть форму песчинок.

Материалы. Чистый песок, лоток, лупа.

Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий.

Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.

«Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

«Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

«Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

«Как работает термометр»

Цель. Посмотреть, как работает термометр.

Материалы. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Процесс. Зажмите пальцами шарик с жидкостью на термометре. Налейте в чашку воды и положите в нее лед. Помешайте. Поместите термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Итоги. Когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.

Очень интересно и полезно будет наблюдать ребятам, как развивается растение.

В дошкольном учреждении экспериментирование может быть организовано в трё х основных формах:

- Организованная образовательная деятельность;

-Совместная деятельность педагога и воспитанника;

-Самостоятельная деятельность детей.

Важно помнить, что организованная образовательная деятельность является итоговой формой работы по какой-то исследуемой проблеме, позволяющей систематизировать представления детей. Такой вид деятельности проводятся не чаще одного раза в две-три недели.

Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью, отдельным этапом любого другого вида деятельности с детьми (по формированию элементарных математических представлений, по развитию речи, по конструированию и ручному труду и т. д., ориентированного на разные виды детской деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.).

Структура занятия - экспериментирования

(примерная)

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до организованной образовательной деятельности).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

В поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Список литературы

1. Дыбина О. В, Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.

2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007. 3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. - ООО» ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус.

Консультация на тему «Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» Консультация на тему: «Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» Прежде чем давать.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Памятка для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Несколько советов для родителей по.

План по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Тема : «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Цель: создать оптимальные условия.

Проект «Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «АГИНСКИЙ РАЙОН» КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГУНЭЙСКИЙ.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Эксперименты мы можем проводить не только в детском саду,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностейРазвитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельностей В начале учебного года мной проводился мониторинг детей группы № 9. Анализ результатов педагогических исследований на данном этапе, показал,.

Развитие познавательной активности ребёнка-дошкольника в процессе экспериментирования Санкт – Петербургская Академия постдипломного Педагогического образования Института детства Кафедра дошкольного образования Выпускная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 8 января 2018 в 09:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Михайлова Любовь Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД