Марина Гукова
Презентация «Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно – ролевую игру в соответствии с требованиями ФГОС.
Дошкольный возраст всегда считался возрастом игры. Невозможно представить себе развитие ребенка без этого вида деятельности. В условиях реализации ФГОС обучение детей должно производится в игре, т. к. она является наиболее доступным способом переработки знаний, впечатлений, полученных из окружающего мира.
Публикация «Презентация „Развитие познавательной активности старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Особая актуальность данной темы состоит в особенностях выбранного возраста (старший дошкольный возраст). У детей этого возраста появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Воспитатель берет на себя не основную, а второстепенную роль.
Через сюжетно-ролевые игры и предварительную работу решаются образовательные, воспитательные, развивающие задачи. В процессе сюжетно-ролевых игр и подготовки к ним у ребенка дошкольного возраста проявляется следующая деятельность: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы и продуктивная.
В сюжетно – ролевой игре дети берут на себя трудовые функции взрослых людей и в игровых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними.
Значение игры равноценно, как для педагогического процесса, так и для самого ребенка.
Сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста, развитие его познавательных процессов : мышления, внимания, памяти.
Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки, правила поведения.
В игре развивается воля т. к. ребенок учится преодолевать трудности, возникающие в ходе построения игры.
При решении новых, постоянно усложняющихся задач у ребенка развивается умственная деятельность.
Фантазия поскольку дети сами придумывают сюжеты
Ведутся диалоги между играющими – значит, развивается речь.
Дети любят, использовать предметы - заместители, самостоятельно придумывают костюмы – тем самым развивают своё воображение, творчество.
Через познание окружающего мира развивается наблюдательность.
Важно то, что в игре ребенок учится оценивать свои возможности, потому что от самооценки зависит отношение к успехам и неудачам.
В руководстве игровой деятельностью детей мы используем конкретные методы и приемы, такие как наблюдения, чтение художественной литературы, беседы, рассказы, сопровождаемые демонстрационными материалами; индивидуальные беседы с детьми, инсценировки литературных произведений.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Изучая характеры, склонности и привычки своих воспитанников, помогаю детям лучше узнать друг друга, обращаю их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи использую такой прием, как выразительность речи, мимики, жестов, придумывание интересных сказочных сюжетов. Для этого предлагаю начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы: например: Буратино и воспитатель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. д. которые в дальнейшем дети переносят в игровую ситуацию. Предлагаю придумать не сказки а «настоящие истории». Выбираю вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет, опираюсь, прежде всего, на детские интересы, знания, которые они получили на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.
В игре с детьми использую два основных направления. Сама организую игру или присоединяюсь к уже играющим детям. Участвую с детьми в игре на равных и могу влиять на содержание и общий ход игры теми же способами, что используют другие играющие. В сюжетной игре помогаю придумать сюжет игры, выступить с интересным предложением о её сюжетном продолжении, создать проблемную ситуацию и т. д. Моя роль как педагога заключается в том, чтобы поддержать интерес к игре, развить инициативу. Если в игре нет продвижения, то стараюсь, разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Делаю всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на дружеских отношениях, справедливых решениях и взаимной ответственности.
В работе с детьми необходимо придерживаться основных принципов игры:
- вовлекать детей в игру только по их желанию,
- дети имеют полную свободу «выхода» из игры.
- не «диктовать», а предлагать детям в игре ту или иную роль, событие, как равный партнер.
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
- поддерживать спонтанные игры детей, способствовать их обогащению, обеспечиваю их игровым временем и пространством
- контролировать постепенный переход игры, от простой к более сложной.
Для организации сюжетно – ролевых игр необходимо создать условия. Так нами в группе создана предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности, гибкости, вариативности, обеспечивающая свободу и активность, удовлетворяющая его интересы и потребности детей, оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, изготовлены пособия и атрибуты для игр; подобрана методическая литература.
Иногда бывают такие моменты, когда игру необходимо приостановить на какое-то время. Подсказываю логическое завершение игры: самолет нуждается в ремонте, магазин закрылся на перерыв и т. п. Обязательно отмечаю, что детям было интересно играть потому, что парикмахер был приветливым, добрым к посетителям.
Таким образом, исходя из ранее сказанного, можно сделать вывод, что сюжетно – ролевая игра имеет решающее значение в обеспечении личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку развить и реализовать свою инициативу, познавательную активность, сосредоточенность, целеустремленность и другие качества, необходимые в будущем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Спасибо за внимание!