Ксения Гасилова
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования математических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий математического содержания».
Публикация «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством использования математических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Добрый день! Меня зовут Гасилова Ксения Алексеевна, работаю воспитателем в МБДОУ «Детский сад № 257». Сегодня хочу представить вам опыт моей работы по теме: «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий математического содержания».
2 слайд
Русский математик и профессор Алексей Иванович Маркушевич говорил:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».
Актуальность
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания.
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок как можнораньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, так как возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых нестандартных действий в самых разных обстоятельствах.
ФГОС ДО четко определяет задачи познавательного развития, среди которых выделяет:
-Развитие интересов детей любознательности и познавательной мотивации;
-Формирование познавательных действий становление сознания;
-Развитие воображения и творческой активности.
Поэтому развитие познавательного интереса у детей становится особенно актуальной в младшем возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Наиболее важным в познавательном развитии ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы. В связи с этим возникает необходимость в применении эффективных методов в развитии познавательной активности дошкольников:изготовление ярких дидактических пособий, игр, вызывающих
интерес, а затем и побуждающие активность, самостоятельность в игре.
Целью работы является - Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий математического содержания.
Были поставлены следующие задачи:
1. Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментироватьc разнообразными материалами);
2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений обьектов окружающего мира (предметного, природного, социального, способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур)
3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельность (наблюдении, игре- экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
4. Обогащать представленияоб объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
Перед вами дидактическое пособие «Веселые осьминожки»
Это яркое вариативное пособие выполнено из жесткого фетра, которое состоит из маленьких и больших осьминожек и цифр до 5 на прищепках. На щупальцах большого осьминога имеется пуговица, за которую ребенок может прикрепить в соответствии с цветом и цифрой маленьких осьминожек. С помощью данного пособия проводили с детьми такие интересные дидактические игры как :
Д/и «Подбериосьминожек по цвету» - развивать умение соотносить предметы по цвету;
Д/и «Большой – маленький» -развивать умениесравнивать предметы по величине;
Д/и «Сколько осьминожек» -развивать умение подбирать осьминожек по заданному цислу
Следующее пособие «Вкусное варенье», которое выполнено из фетра. В комплект входит 4 баночки основных цветов спектра и 5 ягод и 15 фруктов, еще есть цифры до 5 на прищепках. С помощью этого пособия развивалась у детей мелкая моторика и координация движений руки, закрепились знания основных цветов и счет в пределах 5,сформировались умения различать ягоды и фрукты, закрепилось понятие «один и много».
Д/и «Подбери ягоды и фрукты по цвету баночки». (цвет)
Д/и «Сосчитай ягоды и фрукты». (счет)
Дидактическое пособие «Умный паровозик». Дидактическое пособие сшито из жесткого фетра, все детали съемные, на липучках. Его использование способствовало развитию у детей умений подбирать вагончики и окошечки по форме и цвету д/и «Подбери окошечко к вагончику». При помощи пособия «Умный паровозик» сформировали у детей представления о порядковом счете д / и «Рассади пассажиров в вагончики».
Дидактическое пособие «Автобус»
Развиваем представлений о цвете, форме, величине. У детей сформировались умения собирать узор, а позднее продолжать узор, подбирая геометрические фигуры по образцу. Д/и:«Сложи узор», «Посчитай фигурки» (выложить заданное количество фигур) ,«Продолжи узор»(Форма,счет)
Перед вами следующая дидактическая игра «Сложи узор»[/b], использование которой способствовало развитию у детей умения выкладывать узоры из геометрических фигур, с опорой на схемы. На следующем этапе некоторые дети придумывали свои узоры, картинки. При подборе схем учитывали гендерные предпочтения детей (мальчики- грузовик, ракета, корабль; девочки – цветы, платочки, девочка).
Дидактическая игра «Посчитаем пальчики» развивала у детей мелкую моторику рук и умение считать по порядку. Решили, что можно ввести в конце 2 полугодия и познакомили с счетом в пределах 10 для детей с опережающим развитием.
Дидактическое пособие «Математические планшеты». Данное пособие представлено в виде индивидуальных листов формата А4, из фетра. С индивидуальными заданиями по познавательному развитию. Очень удобно использование этого пособия в таких формах работы с детьми, как в индивидуальной и самостоятельной деятельности. Использование «Математических планшетов» способствовало развитию у детей интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности; закреплению представлений о сенсорных эталонах, счете.
Яркое многофункциональное, вариативное панно «Умная полянка» со съемными деталями.
Это пано позволило малышам создать целую картину, воображаемую ситуацию, каждая деталь на липучке, пуговице, молнии, что способствовали развитию у детей мелкой моторики.
Яркость и множество мелких и больших деталей вызвали удетей интерес к деятельности, желание действовать совместно со взрослым, а после - самостоятельно.
Использование пано помогло решить множество задач, как познавательного (форма, цвет, величина, счет, измерение, мелкая моторика, так и речевого развития.
В речевом развитии оно способствовало развитию умения у детей составлять небольшие рассказы, используя в речи предложения о деталях картины, действиях героев.
В создании данного пано «Умная полянка» нам активно помогали родители: шили игрушки – пассажиров, помогали в подборе и креплении материалов.
Разрабатывали свои пособия с целью использования в других образовательных областях Например: Дидактическая игра «Посади огород» используется в социально коммуникативном развитии для приобщения детей к трудовой деятельности, помощи взрослым.
Дидактическая игра «Посади овощи по счету» используется для развития у детей умения считать (посади 2 морковки…и тд.)
Дидактическая игра «Собери торт» различаем части фруктов и целое, подбираем фрукты по цвету, считаем.
Пособие мы использовали как атрибут для организации сюжетно-ролевых игр («Устраиваем чаепитие», «День рождение»)
В речевом развитии мы использовали дидактическое пособие «Умная полянка».
Оно способствовало развитию умения у детей составлять небольшие рассказы, используя в речи предложения о деталях картины, действиях героев; активизации словаря.
В художественно- эстетическом развитии мы использовали игру «Собери узор» для изготовления аппликаций с помощью ярких геометрических форм.
В физическом развитии использовали пособие «Быстрые ленты» для закрепления названия основных цветов и развития скорости, быстроты реакции.
«Математические рули» использовали в подвижных играх «Воробушки и автомобиль» с целью закрепления счета, цвета.
Физкультурное пособие «Гусеница с цифрами» использовали для перешагивания и закрепления знаний цветов и счета.
Изготовленные нами яркие и необычные дидактические пособия математического содержания,позволили развить у детей познавательную активность, как в совместной деятельности со взрослым, так и в самостоятельной. Дети охотно берут пособия и играют в самостоятельно.
Решили поставленные в начале работы задачи:
1. У большинства детей развиты любопытство и интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать c разнообразными материалами)
2. У детей сформированы познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений обьектов окружающего мира (предметного, природного социального,способы обследования предметов (погладить, надавить,понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур)
3. Сформировались представления о сенсорных эталонах : цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельность (наблюдении, игре- экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности).
4. Обогатились представления об объектах ближайшего окружения и поддерживается стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
Яркие познавательные пособия вызывают интерес у детей и побуждают к активным играм, познанию окружающего мира.
Спасибо за внимание!