Наталья Чульжанова
Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта – творчески, познавательный.
Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители.
Продолжительность — среднесрочный.
Актуальность:
Публикация «Проект „Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в настоящее время мы видим, что общение исчезает из жизни детей, оно вытесняется «более важными» делами как компьютерные игры, многочасовые просмотры телепередач и т. д. Поэтому проблема обучения общению, развитие речевой активности детей имеет огромную социальную значимость и актуальность.
Речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения.
Игра – это благоприятное условие для развития речи детей, в игре происходит обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.
Игра, это ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому в ней происходит более интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний впечатлений об окружающей жизни, способность мыслить и выражать свои чувства.
Теоретическое обоснование:
Игра, протекающая в коллективе, представляет благоприятные условия для развития речи. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
Игра – это не просто развлечение, это труд ребёнка, его жизнь. В ходе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. В игре ребёнок накапливает знания, умения, навыки, овладевает языком общения, у него развивается речь.
Л. С. Выгодский определил игру, как основную ведущую деятельность в дошкольном возрасте. О большом значении игры, как средства общения, отмечено в работах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Т. И. Маркова.
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать следующие виды игр:
- Пальчиковые игры. Способствуют развитию мелкой моторики рук, развитию воображения и речи ребёнка.
-Словесные игры. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию памяти и расширяют детский кругозор.
-Дидактические игры. Способствуют развитию познавательной деятельности.
-Сюжетно-ролевые игры. Способствуют изучению окружающего мира, жизни и деятельности взрослых и сверстников.
- Игры с элементами драматизации. Способствуют обогащению активного и пассивного словаря детей, развитию памяти и творческих способностей.
Во время игры активно работают все психические процессы ребёнка: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания и развития. В игре ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает.
Цель проекта: создание предметно-пространственной развивающей среды, стимулирующей речевую активность детей.
Задачи:
• обогатить среду элементами, стимулирующими речевое развитие ребенка;
• сформировать у детей активное познавательное отношение к окружающему миру предметов, людей, природы;
• создать условия для совместного творчества (речевого, продуктивного, двигательного, игрового);
• создать условия для развития коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов;
• организовать самостоятельную познавательную деятельность, на основе активной предметной детской деятельности;
• развивать мелкую моторику рук с использованием пальчиковых игр;
• повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей;
• привлечь родителей к созданию предметно-пространственной развивающей среды стимулирующей речевую активность детей.
Предполагаемый результат:
• Дети активно вступают в речевое общение со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
• Умеют вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданные вопросы, понятно отвечать на них.
• Игровые центры пополнены новыми атрибутами: костюмами, масками, пособиями для игр детей.
• У родителей появится интерес к играм и совместной с детьми игровой деятельности.
Этапы реализации
1. Организационно-подготовительный этап:
Определение цели и задач проекта, актуальности проблемы педагогами. Знакомство родителей с задачами проекта и приглашение к сотрудничеству. Подбор дидактического и наглядного материала, изучение методической литературы.
2. Этап реализации проекта.
3. Аналитический этап (анализ проведенных мероприятий). Презентация проекта.
Шаги реализации проекта:
• Мастер-класс для родителей “Предметно-развивающая среда как стимул речевого развития”.
• Привлечение родителей к участию в изготовлении дидактических игр и пособий по развитию речи.
• Представление педагогам пособий «Предметно-развивающая среда ДОУ».
• Презентация материала на родительских собраниях.
• Мастер-класс для воспитателей «Изготовление дидактических пособий по развитию речи».
Итоги реализации проекта:
• Презентация речевых уголков в группах.
• Презентация пособий на педагогическом сайте ДОУ.
• Повышение уровня участия семей воспитанников в создание предметно-пространственной развивающей среды, стимулирующей речевую активность детей.
Перспективное планирование проекта
(Этапы проекта, работа с детьми, работа с родителями)
1. Подготовительный этап.
Сентябрь
1. Подборка и изучение литературы по теме проекта.
2. Выявить уровень сформированности речевых способностей у детей на начало проекта.
3. Донести до родителей важность темы об игровой деятельности детей.
Ежедневно
1. Пальчиковые игры
2. Беседы в соответствии с планированием
2. Основной этап.
Октябрь
1. Д/и «Овощи в загадках»,
«Расскажи про животное» (Макет,
«Кто что умеет делать».
2. П/и «У медведя во бору»,
«Волк и зайцы», «Листопад».
3. Игра-драматизация «Репка».
4. С/р. и. «Магазин», «Дочки матери».
5. Родительское собрание, знакомство с темой проекта, распределение заданий между родителями (пополнение игровых центров костюмами, масками, атрибутами).
Ноябрь
1. Д/и «что лишнее, чего не хватает»,
2. Игра – драматизация
«маша и медведь»
«Что надеваем», «накрываем на стол»
3. П/и «воробьи и автомобиль»
«Совушка — сова»
«Лохматый пёс»
4. Мини – сказка на игровом поле «Теремок».
5. Памятка для родителей
«Играйте вместе с детьми».
Декабрь
1. Рассматривание иллюстраций:
«Узнай, из какой сказки?»;
Д/и «Собери картинку»
2. Рассказывание сказки с опорой на картинку-кубик «Волк и семеро козлят»
3. П/и «Мыши водят хоровод»
4. Изготовление новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза».
Январь
1. Д/и «Подбери слово», «Что за предмет»,С/р. и «детский сад» «Айболит».
2. Совместный показ сказки «Колобок» на новый лад.
3. Консультация «Играйте вместе с детьми».
4. Ответы на вопросы родителей.
3. Заключительный этап.
Презентация материала на родительском собрании.
Заключение
Понимая значение игровой деятельности в развитии речи ребёнка дошкольного возраста, я намерена использовать её и дальше в своей работе, создавать условия для развития игровой активности, приобщать детей к различным видам игровой деятельности (дидактическим, подвижным, театрализованным, сюжетно – ролевым, обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Литература
1. Зацепина М. Б. «Развитие ребёнка в театрализованной
деятельности» обзор программ дошкольного образования «ТЦ Сфера»,2010 (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление Доу»).
2. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика»: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд. ,перераб. И доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2000г.
3. Михайленко Н. Я. «Как играть с ребёнком». – М. : Педагогика,1990г.
4. Нищева Н. В. - СПб:Предметно-пространственная среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. “Детство-Пресс”, 2005.
5. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
6. Шипицина Л. М. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками». (для детей от 3 до 6 лет.) – «Детство-Пресс», 2007 г.