Людмила Скворцова
Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в бассейне посредством аква-аэробики (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важнейших направлений социальной политики нашего государства – политика в области обеспечения здоровья нации. Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. «Здоровье детей – главное достояние нации» - подчеркивается в Резолюции Всероссийского совещания по проблемам оптимизации здоровья.
В последнее время увеличение числа детей с гиподинамией определило необходимость поиска эффективных средств и их коррекции в условиях ДОУ.
Публикация «Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в бассейне посредством аква-аэробики (из опыта работы)» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Опыт работы, практика
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Темочки
В нашем ДОУ с 2010 по 2013 гг. проходил эксперимент по оптимизации двигательной активности. Одним из направлений работы стали занятия по аква – аэробике в старших группах.
При вводной диагностике был выявлен низкий уровень двигательной активности у детей, невысокий уровень физической подготовленности, отмечался высокий уровень заболеваемости.
Целю экспериментальной работы стало укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами аква – аэробики.
Исходя из поставленной цели, были определены основные задачи:
формировать культуру здорового образа жизни;
способствовать закреплению навыков плавания и преодолению чувства боязни воды;
развивать такие качества, как силу, выносливость, гибкость и ловкость;
формировать новые двигательные умения и навыки, используя средства аква – аэробики;
способствовать развитию чувств ритма и умению управлять телом в воде;
развивать творческие способности и акватворчество;
воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в ней.
Аква–аэробика - это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность её в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка.
Занятия по аква–аэробике я строю на основе танцевальных движений, выполняемых под ритмичную музыку в воде.
Основу комплексов аква–аэробики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др., позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъёма на занятиях аква–аэробикой вношу нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др., элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др.).
Детская аква–аэробика – это сбалансированный комплекс физических упражнений. Для растущего и ещё в полной мере не сформировавшегося детского организма важно правильно подобрать нагрузку так, чтобы дошкольник не утомлялся, а получал от занятий пользу и удовольствие.
В нашем ДОУ аква – аэробика начиналась с секционных занятий, которые проводились один раз в неделю, длительностью 25 – 30 мин.
Наша программа по аква – аэробике рассчитана на два года обучения: старшую дошкольную группу и подготовительную к школе группу.
Содержание занятий определяется для каждого возраста и включает в себя упражнения и игры, которые подбираются в порядке усложнения. На втором году занятий аква – аэробикой используем и элементы синхронного плавания. Это позволяет придумывать различные хореографические композиции для праздников и развлечений на воде. При планировании занятий по аква – аэробике учитываем основные педагогические принципы: от простого к сложному, доступность, последовательность, систематичность, фасцинация, т. е. очарование.
Организация и проведение занятий секции аква – аэробики такая же, как и при плавании. Путём различных методов и приёмов занятия становятся интересными, детям приносят радость, обеспечивая их психологический комфорт, что важно для укрепления их здоровья.
Работу с детьми по аква – аэробике делим условно на три этапа. На первом этапе обучения дети подражают инструктору, осваивая разнообразные виды движений, и постепенно начинают их применять в самостоятельной деятельности.
На втором этапе обучения дети приобретают некоторый опыт. У них развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. На этом этапе обучения можно применять такие приёмы, как словесная подсказка, показ ребёнком, показ инструктора жестами, мимикой.
На третьем этапе обучения дети способны к самовыражению в движении в воде под музыку, формируются умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений.
В ортопедии принято считать, что показателем гармоничного развития физических и нравственных сил является осанка. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создаёт сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной нагрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.
Для воспитателей групп проводились консультации, разработан план мероприятий по аква-аэробике.
Регулярно проводились беседы с родителями о пользе аква-аэробики, о проведении закаливающих процедур дома, о совместном посещении бассейна в выходные дни, в день открытых дверей родители посещали занятия в бассейне. Устраивались встречи с медицинскими работниками, с инструктором по физической культуре и плаванию.
Практика показала, что регулярный цикл занятий аква – аэробикой, эффективен для профилактики нарушения осанки и её коррекции у детей старшего дошкольного возраста, способствует улучшению индекса здоровья.
В ходе наблюдения за дошкольниками было отмечено, что гиперактивные дети стали качественнее выполнять различные двигательные задания, они научились управлять своим поведением в соответствии с установленными правилами в бассейне. У малоподвижных детей пробудился интерес к играм и игровым упражнениям в воде, возникло желание участвовать в коллективных играх, развилась потребность в двигательной активности и улучшились показатели двигательной подготовленности.