Любовь Валентиновна Кужелева
Развитие познавательной активности посредством экспериментирования
▼ Скачать +Заказ
Проблемой развития активной, творческой личности занимались многие педагоги и психологи: О. В. Дыбина, О. Л. Князева, Л. М. Маневцова, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Н. Б. Шумакова и другие, которые считают, что воспитание активной, самостоятельной, творческой личности – одна из основных задач дошкольного образования. Активность, в том числе и познавательная, выражающая в целом важную роль самого субъекта в его развитии, становится одной из основных категорий современного научного познания.
Публикация «Развитие познавательной активности посредством экспериментирования» размещена в разделах
Теоретический анализ проблемы развития познавательной активности детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Познавательная активность дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребёнка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений. Одним из эффективных средств развития познавательной активности дошкольников является экспериментирование.
Передо мной встала задача: перестроить содержание занятий, включить экспериментирование в учебно-воспитательный процесс, внедрить детское экспериментирование в занятия, которые будут носить развивающий познавательный эффект.
Тема моего проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников через экспериментальную деятельность».
Цель: Создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Для достижения цели определила следующие задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей :
* развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение.
* формирование способов познания путем сенсорного анализа.
4. Социально-личностное развитие каждого ребенка : развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Мероприятия:
• занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей;
• функционирование экспериментальной мастерской в группе «Уголок для Пина»;
• оформление полочки с подборкой научно-энциклопедической литературы «Хочу все знать» (например, энциклопедия опытов);
• открытие «Полочки удивления» (например появления воронок для очистки воды, одноразовых пакетов, свечки, и т. д.);
• внесение элементов опытно-экспериментальной работы, с детьми в продуктивные виды деятельности;
• использование методов и приёмов экспериментирования на познавательных занятиях, в ходе прогулок, сюжетно-ролевых игр;
• дидактические игры по опытно – экспериментальной деятельности;
• КВНы, развлечения;
• непосредственный опыт воспитателя с ребенком.
Методы и приемы, используемые в работе:
1. рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки;
2. постановка вопросов проблемного характера, рассуждение;
3. наблюдение (познавательное общение);
4. эвристические беседы;
5. дидактические игры;
6. моделирование (создание моделей);
7. трудовые поручения;
8. фиксация результатов (отыскать находку);
9. опыт.
На начальном этапе изучила научно-методическую литературу по данной теме:
Отработала следующую систему работы.
1. Диагностика уровня развития познавательных способностей дошкольников и работу с ними на основе данных диагностического обследования.
2. Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
3. Разработка конспектов занятий по развитию познавательных способностей.
4. Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
5. Проведение ежедневных бесед.
6. Сбор информации об исследуемом объекте с помощью различных методов.
Для изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в группе провела диагностику. Для этого использовала методику Л. Н. Прохорова «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам обследования выяснилось следующее: экспериментальная деятельность стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда. Поэтому в группе оформила уголок экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам:
• Песок и вода.
• Звук.
• Магниты.
• Бумага.
• Стекло.
• Резина.
Для активизации детской исследовательской деятельности я использую разнообразное оборудование:
— разнообразные емкости; — шприцы, трубочки — увеличительные стекла, лупы; — измерительные приборы; — компас, бинокль; — губка, пенопласт, поролон, и т. д.
Опыт работы показал, что работу всегда нужно начинать с изучения семьи. И я решила провести анкетирование родителей. Целью, которой было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. Из результатов анкетирования видно, что родителей заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты, задавали вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием, и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы все убрать за ребенком. По результатам анкетирования оформила: письменные консультации и ширмы-передвижки, провела родительское собрание.
Каждый год в детском саду проводится выставка поделок из природного материала по теме: «Природа, творчество и фантазия». Родители вместе с детьми принимают активное участие. Природный материал для изготовления поделок, заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, камушки и др. Процесс изготовления поделок положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает творческую активность.
За основу в своей работе я взяла программы Тугушевой Г. П Чистяковой А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» и Дыбиной О. В. «Ребенок и окружающий мир».
Разработала перспективный план по экпериментальной деятельности, с целью развития поисково-познавательной активности о неживой природе (воздух, вода, почва, звук, вес, свет, цвет и др.).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если:" сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Каждую неделю мы посвящаем определенной познавательной теме :
«Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др. Изучая новую тему, используем определенную структуру:
• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
Для положительной мотивации деятельности детей используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так);
• ситуация выбора.
В целях мониторинга эффективности разработанной системы, провела диагностику с детьми и опрос среди родителей по развитию познавательной активности в процессе экспериментальной деятельности.
Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.
Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому надо учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Мир вокруг ребенка разнообразен, все явления в нем связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребенка находить в предметах известные свойства, а в незнакомых – наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И все это в непроизвольной и увлекательной атмосфере игры.
Играя, ребенок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.
Целенаправленная работа позволила:
Сформировать у детей знания об окружающем мире, навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
Повысить уровень овладения экспериментальной деятельностью, речевую активность.
Обогатить активный словарь.
Развить связную речь