Юлия Пестова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством организации детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Бесконечная любознательность детей своими разнообразными проявлениями радует, восхищает, а порой и шокирует родителей. Ребенок задает вопросы, которые поражают глубоким интуитивным схватыванием сложных проблем. Что же делать с любознательностью ребенка? Это чрезвычайно важное качество человека, отражающее уровень его личностного, творческого, познавательного и социального развития. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.). В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством организации детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Педагогический коллектив нашего ДОУ разработал перспективный план по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Мы – юные исследователи». Для реализации данного плана педагогами ДОУ была создана предметно-развивающая среда, позволяющая проводить опыты, наблюдения и эксперименты всем воспитанникам групп. ___
Перспективный план «Мы - юные исследователи»
Месяц: Сентябрь
Тема раздела: Знакомство с детской лабораторией
Цели: Познакомить детей с оборудованием уголка экспериментирования, правилами работы, развивать интерес к экспериментальной деятельности.
Содержание: Познавательное занятие «Экскурсия в детскую научную лабораторию» Оборудование: Приборы (лупы, зеркала, различные весы, магниты и т. д. ,Ёмкости разной формы, природный и бросовый материал.
Месяц: Октябрь
Тема раздела: Почва.
Цели: Узнать состав почвы. Выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором. Содержание: Опыт "Из чего состоит почва?"
Опыт "Береги природу. "
Оборудование: Лупа, ложка, 2 таза с почвой, мусор (фантики, крышки от пластиковых бутылок, пакеты, палочка.
Месяц: Ноябрь
Тема раздела: Песок. Глина.
Цели: Выяснить состав песка. Сравнить глинистую и песчаную почву. Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость, вязкость.
Содержание: Опыт "Из чего состоит песок?"
Опыт "Где вода?"
Оборудование: Стакан с песком, ложка, лупа. стакан с глиной, стакан с почвой, стакан с водой.
Месяц: Декабрь
Тема раздела: Волшебница вода.
Цели: Исследовать свойства и различные состояния воды, познакомиться со строением снежинки
Содержание: Опыт "Вода в решете"
Опыт "Красота снежинки"
Оборудование: Дуршлаг, стакан с водой, снег, лед, лупа
Месяц: Январь
Тема раздела: Незаменимый воздух.
Цели: Познакомить с основными свойствами воздуха, исследовать давление воздуха, исследовать падение различных предметов в воздухе.
Содержание: Опыт "Поиск воздуха"
Опыт "Что быстрее упадет?"
Оборудование: Воздушный шар, воронка, стакан с водой, 3 тетрадных листа (1 смятый, монета, 2 вырезанных из бумаги круга размером с монету.
Месяц: Февраль
Тема раздела: Вес предметов.
Цели: Развивать представление о весе предметов. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
Исследовать плавучесть предметов.
Содержание: Опыт "Легкий-тяжелый"
Опыт "Плавает-тонет"
Оборудование: Весы, таз с водой, монета, камешек, деревянная палочка, кусочки ваты и пенопласта, пластилиновый шар, перо, пластмассовая крышка
Месяц: Март
Тема раздела: Магниты.
Цели: Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Содержание: Опыт "Липнет - не липнет"
Опыт "Битва магнитов"
Оборудование: Пластмассовая емкость с мелкими предметами (из бумаги, ткани, пластмассы, резины, меди, алюминия, магниты разных размеров.
Месяц: Апрель
Тема раздела: Исследование свойств бумаги.
Цели: Познакомиться с основными свойствами бумаги, исследовать прочность бумаги на разрыв.
Содержание: Опыт "Свойства бумаги"
Опыт "Бумажная кукла"
Оборудование:Газета, тетрадный лист, целлофановый пакет, кусок ткани, 2 листа писчей бумаги, шпагат.
Месяц: Май
Тема раздела: Растения.
Цели: Сравнить результаты посадок луковиц в почву, песок и глину. Познакомить со способом проращивания семян.
Содержание: Опыт "Что любят растения?"
Опыт "Волшебные семена"
Оборудование: 3 луковицы, горшок с почвой, горшок с глиной горшок с песком, вода, ложка. Семена бобов, марля, лейка.
___
Так мы провели с детьми опыт с почвой «Береги природу». Вспомнили, что необходимо почве для хорошего роста растений. В один из тазов с почвой положили мусор и все перемешали. Проверили, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткнули палочкой сначала обычную почву, а потом загрязненную. Используя схему и модель мы сделали выводы о том, что растения не смогут расти в загрязненной почве и следует бережно относиться к природе, не мусорить на улице, в лесу.
Педагогический процесс в нашем ДОУ строится на наглядных и практических методах. Важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Литература:
1. Волкова Е. В., Микерин С. Л. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. -256с.
2. Дыбина, О. В. ; Рахманова, Н. П. ; Щетинина, В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2008. — 64 с.
4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой; Науч. -исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. —М. : Педагогика, 1985. —200 с.
5. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М. : Эребус, 2006. – 264 с.