Наталья Рубцова
Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок в раннем детстве поглощен предметом и способами дей-ствий с ним, его функциональным значением.
Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок заме-чает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни обществен-ных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни об-щественного смысла их деятельности. Он действует в направлении свое-го желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрос-лых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоциональ-но-действенными переживаниями.
Публикация «Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симп-томом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, де-ятельность. Значение игры для детей старшего дошкольного возраста не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержа-нию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важ-ным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мо-тивов.
Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как в ходе игры могут возни-кать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого матери-ала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, эксперименти-ровании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельно-сти. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.
Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Детские игры созданы для всесторонней подготовки к жизни. По-этому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности че-ловека и выступают как специфически детская форма и познания, и тру-да, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познава-тельные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, му-зыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.
Рассмотрим характерные особенности типов игр по классификации О. С. Газмана.
Подвижные игры-важнейшее средство физического воспитания де-тей в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особен-ности подвижных игр дошкольников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за коман-ду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской соли-дарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании дошкольника. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.
В этих играх на основе жизненных или художественных впечатле-ний свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.
В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры. Компьютерные игры имеют преимуще-ство перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональ-ные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образ-цом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дошкольники приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни.
Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке по-ведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.
Все компьютерные программы для дошкольников должны быть по-ложительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.
Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических или обу-чающих игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.
Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими иг-рушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обуче-ние, познавательную деятельность дошкольников. Условно можно выде-лить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду дея-тельности детей : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:
- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия, собственно помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
- коллективность позволяет сплотить детский коллектив с наруше-ниями слуха в единую группу, в единый организм, способный решать за-дачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку и зача-стую более сложные;
- соревновательность создает у ребенка или группы детей стремле-ние выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволя-ет сократить время на выполнение задания с одной стороны и добиться реально приемлемого результата с другой.
На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм :
- они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми старшего дошкольного возраста, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, ка-кие меньше;
- каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязы-вать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное. Ре-бята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нра-вится и выбрать другую игру;
- игра не урок, игровой прием, включающий детей старшего до-школьного возраста в новую тему, элемент соревнования, загадка, путе-шествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;
- эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методи-ческих средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит.
Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми; игра средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Нельзя применять дисциплинар-ные меры к детям старшего дошкольного возраста, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для добро-желательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил, себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.