МААМ-картинки

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Наталья Рубцова
Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок в раннем детстве поглощен предметом и способами дей-ствий с ним, его функциональным значением.

Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок заме-чает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни обществен-ных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни об-щественного смысла их деятельности. Он действует в направлении свое-го желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрос-лых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоциональ-но-действенными переживаниями.

Публикация «Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Обобщенность и сокращенность игровых действий являются симп-томом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, де-ятельность. Значение игры для детей старшего дошкольного возраста не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержа-нию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важ-ным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мо-тивов.

Дж. Брунер высоко оценивает значение игры для интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как в ходе игры могут возни-кать такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которая может приводить к последующему использованию этого матери-ала в качестве орудий при решении задач. Здесь идет речь о свободном, не связанном решением какой-либо определенной задачи, эксперименти-ровании материалом, своего рода свободной конструктивной деятельно-сти. В игре же развиваются более общие механизмы интеллектуальной деятельности.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Детские игры созданы для всесторонней подготовки к жизни. По-этому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности че-ловека и выступают как специфически детская форма и познания, и тру-да, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познава-тельные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, му-зыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев.

Рассмотрим характерные особенности типов игр по классификации О. С. Газмана.

Подвижные игры-важнейшее средство физического воспитания де-тей в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особен-ности подвижных игр дошкольников - их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за коман-ду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской соли-дарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании дошкольника. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.

В этих играх на основе жизненных или художественных впечатле-ний свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные игры. Компьютерные игры имеют преимуще-ство перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональ-ные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образ-цом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дошкольники приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни.

Такие игры помогают избежать штампов и стандартов в оценке по-ведения разных персонажей в разных ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Все компьютерные программы для дошкольников должны быть по-ложительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Остановимся подробнее на рассмотрении дидактических или обу-чающих игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности дошкольников, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр: игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.

Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими иг-рушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры. Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обуче-ние, познавательную деятельность дошкольников. Условно можно выде-лить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду дея-тельности детей : игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:

- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия, собственно помогает дошкольникам воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

- коллективность позволяет сплотить детский коллектив с наруше-ниями слуха в единую группу, в единый организм, способный решать за-дачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку и зача-стую более сложные;

- соревновательность создает у ребенка или группы детей стремле-ние выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволя-ет сократить время на выполнение задания с одной стороны и добиться реально приемлемого результата с другой.

На основе указанных принципов можно сформулировать требования к проводимым на занятиях дидактическим играм :

- они должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми старшего дошкольного возраста, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, ка-кие меньше;

- каждая игра должна содержать элемент новизны. Нельзя навязы-вать детям игру, которая кажется полезной, игра дело добровольное. Ре-бята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нра-вится и выбрать другую игру;

- игра не урок, игровой прием, включающий детей старшего до-школьного возраста в новую тему, элемент соревнования, загадка, путе-шествие в сказку и многое другое, это не только методическое богатство педагога, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии;

- эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методи-ческих средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит.

Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми; игра средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Нельзя применять дисциплинар-ные меры к детям старшего дошкольного возраста, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для добро-желательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил, себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Публикации по теме:

Игры с предметами — орудиями Консультация для родителей На протяжении раннего возраста деятельностью ребенка с предметами постепенно усложняется. Все эти действия проявляются.

Психологические особенности игры в раннем возрасте (памятка) 1. Ребенок вовлекает в игру предметы, заменяющие реальные, и называет эти предметы-заместители в соответствии с их игровым значением. 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2015 в 20:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Рубцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД