ольга звягинцева
Развитие познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Определение ведущего вида деятельности дано А. Н. Леонтьевым: это деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии развития. Это деятельность, в которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются или перестраиваются психические процессы, происходят основные личностные изменения ребенка.
Публикация «Развитие познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, компьюторных игр и брать на себя роли героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора и компьютора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев, чем окружающих их реальных взрослых. Однако - это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность людей, их поступки и отношения.
В нашем детском саду, для развития познавательного интереса к окружающему миру, мы используем различные игры, сгруппированные нами по виду деятельности: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игры-путешествия отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игровых действиях, становиться близким ребенку, радует его. Цель игры – путешествие – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находиться рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчает преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но они проще по содержанию и короче по продолжительности. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.
Игры – предложения: «Что было бы?», «Что бы я сделал?». Иногда начало такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок, как умного развлечения.
Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровывать. Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопросов и заканчивается ими. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственного труда.
Игры-беседы. В основе игр-бесед лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость этого общения, желание повторить игру. Ценности игры-беседы заключаются в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов.
Таким образом, данная система игровой деятельности позволяет нам формировать устойчивый интерес ребенка к окружающему миру и развивать его познавательные способности.