Мария Колпакова
Статья «Развитие познавательного интереса обучающихся через внеклассную работу»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание не только должно развивать разум человека
и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь
в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой
К. Д. Ушинский
Одной из приоритетных задач школы 21 века является создание необходимых и полноценных условий для развития личности каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого обучающегося в учебном процессе. Поэтому основой развития познавательной компетентности школьника является использование активных форм обучения. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Под внеклассной работой по физике понимаются необязательные систематические мероприятия обучающихся с преподавателем во внеурочное время. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеклассную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. Внеклассная работа по физике является составной частью учебно-воспитательного процесса. Именно, форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности.
Публикация «Статья „Развитие познавательного интереса обучающихся через внеклассную работу“» размещена в разделах
Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни. Внеклассная работа создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности, нестандартного мышления.
Следует подчеркнуть еще одну весьма важную сторону внеклассной работы. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого - то и - результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Внеклассная работа объединяет ребят в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие черты характера, как замкнутость, застенчивость, эгоизм, недисциплинированность.
Развитие познавательного интереса обучающихся при изучении физики - одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Ещё Д. И. Менделеев отмечал, что без эмоций нет учения.
Основные задачи внеклассной работы :
• пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к физике;
• развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности обучающихся;
• расширение и углубление знаний обучающихся по программному материалу;
• расширение и углубление представлений обучающихся о практическом значении физики;
• расширение и углубление представления обучающихся о культурно-исторической ценности физики, о роли ведущих ученых-физиков в развитии мировой науки;
• осуществление индивидуализации и дифференциации;
• разностороннее развитие личности.
Развитию познавательного интереса способствуют различные интеллектуальные игры, тематические вечера, олимпиады, кружковая работа, предметные декады, современные информационные технологии, которые углубляют знания учебного материала, пробуждают интерес к предмету, развитию мышления, пытливости, любознательности, расширению кругозора.
Основными целями школьной олимпиады являются:
- расширение кругозора обучающихся;
- развитие интереса к изучению физики;
- выявление обучающихся, проявивших себя по физике, для участия в районных (городских) олимпиадах и для организации индивидуальной работы с ними.
Я считаю правильным, если в школьной олимпиаде попробует свои силы каждый желающий. Время проведения школьных олимпиад определяется в соответствии с «Положением о проведении Всероссийской олимпиады в данном учебном году», и, как правило, для 8-11-х классов это октябрь-ноябрь месяцы.
На протяжении пяти лет в нашей школе проходят месячники естественных наук (химия, физика, география, биология, где участвуют обучающиеся 5-11-х классов.
Цели:
- повышение интереса к наукам естественного цикла;
- выявление наиболее способных, талантливых, одаренных обучающихся к физике.
На методическом объединении учителей естественного цикла разрабатывается план проведения месячника, куда включаются разнообразные мероприятия:
- олимпиады по предметам: химия, физика, биология, география;
- устный журнал «М. В. Ломоносов – самородок науки»;
- презентация предметов естественных наук для 8-11 классов;
- конференция «Русские физики: изобретения и открытия»;
- экскурсии в музеи: музей железнодорожного транспорта (9 класс); музей А. С. Попова (11 кл)и др.
- интегрированная интеллектуальная игра «Созвездие естественных наук» (химия, физика, география) для 9-10-х классов
и многое другое.
Основные требования к организации внеклассной работы
• Тесная связь учебно-воспитательной работы.
• Доступность. Предлагаемый материал должен быть доступен им, соответствовать возрасту, уровню развития.
• Занимательность. Содержание внеклассных мероприятий и формы их организации должны быть всегда интересны обучающимся.
• Самостоятельность. Большое значение следует придавать самостоятельной работе детей.
• Добровольность и обязательность. Необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью её выполнения.
Значимость внеклассных мероприятий
• организуют творческий досуг;
• повышают интерес к предмету;
• усиливают работу мысли, так как внеклассное мероприятие проводится в более живой и интересной форме;
• воспитывают чувство ответственности и коллективизма;
• дают возможность проявлять себя в нестандартных ситуациях;
• смело высказывать своё мнение (не боясь получить плохую оценку);
• вызывают желание нестандартно думать, изобретать, разобраться самостоятельно в трудных вопросах;
• сплачивают детские коллективы.
Многие мероприятия оформлены в презентациях. В них представлены разнообразные виды деятельности обучающихся : мини-сообщения, конкурсы, творческие задания, кроссворды, тестовые задания и т. д.
Рассмотрим некоторые из них:
Устные журналы создают условия для развития и реализации творческой самостоятельности обучающихся, приобщают их к самостоятельной поисковой работе.
Устные журналы, посвященные жизни и деятельности выдающихся ученых, знакомят старшеклассников с историей науки, помогают обобщить их знания, способствуют воспитанию патриотизма, на примере замечательных людей помогают воспитать такие важные черты, как трудолюбие, целеустремленность и другие качества, отличающие настоящего ученого.
В сценарий устного журнала я включаю не только элементы научно –содержательные, требующие от ребят внимания, заставляющие их активно мыслить, но и элементы, оживляющие повествование. Такими моментами могут быть музыкальными фрагменты, отрывки из любимых литературных произведений этого ученого, сценки, раскрывающие жизнь и творчество ученого, что позволяет ближе познакомить их с внутренним миром ученого, получить представление о богатстве его духовной жизни.
Основными целями конференции являются:
- привлечение внимания старшеклассников к современным проблемам, знакомство с учеными, внесшими свой вклад в развитие естественных наук;
- стимулирование интереса к изучаемой теме или проблеме;
- развитие мышления старшеклассников;
- самостоятельное исследование данного вопроса
Конференции для обучающихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности. Основной элемент конференции - доклады и сообщения обучающихся, которые могут быть представлены в виде презентаций и могут сопровождаться демонстрационным экспериментом.
Конференции могут быть посвящены отдельным темам школьного курса физики или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес. Темой конференции могут быть истории какого – либо открытия и его дальнейшее развитие, становление теории, жизнь и деятельность ученого.
Некоторые конференции целесообразно проводить совместно с учителями других дисциплин: например, совместно с учителем химии мы проводим конференции на темы «Электрохимические процессы в технике», «Химия и физика живого», с участием учителя биологии «Физика живого организма», «Материалы настоящего будущего» с участием учителя ОБЖ «Атомная энергетика. Прошлое и настоящее».
Привитие интереса к предмету – длительный процесс. Работа учителя по организации повышения учебной деятельности школьников должна строиться с учётом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развития творческих, познавательных способностей обучающихся.