МААМ-картинки

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников

Ольга Горбунова
Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развитие любознательности, потребности узнать новое одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Не случайно в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать» 1. Другими словами, целевые ориентиры Стандарта предполагают развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.

Публикация «Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников» размещена в разделах

Основой достижения целевых ориентиров является познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Познавательный интерес является одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению; уровень его развития способствует усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний. По мнению ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович и др., несформированный своевременно познавательный интерес может привести к снижению мыслительной активности, как следствие послужить причиной школьной неуспеваемости ребенка.

Познавательный интерес присущ каждому ребёнку, однако его мера и направленность у детей не одинакова, а степень его развития зависит как от социального и познавательного опыта ребёнка, так и от того, близко ему содержание исследуемой проблемы. Исследования в области дошкольного образования показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством использования современных информационных технологий, экспериментирования, игровой деятельности, проблемно-игровых технологий, знаково-символических средств.

Педагогическими условиями формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста выступают :

расширение познавательных форм общения с ребенком в ДОУ и семье за счет обогащения содержания информации;

развитие мотивации детей к познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предмету изучения;

обогащение поисковых способов познания окружающего путем закрепления исследовательских умений, их актуализация и перенос из исследовательской в игровую, трудовую, продуктивную деятельность детей, а также в общение.

Развитию познавательного интереса, на мой взгляд, будут способствовать:

создание развивающей предметно-пространственной среды как для самостоятельной, так и для организованной образовательной деятельности детей. Большое внимание мною уделяется оформлению и наполнению материалами и оборудованием таких тематических уголков как «Почемучкин дом», «Окно в природу», «Хочу всё знать», «Мир чисел» и т. п.

включение детей в поисково-исследовательскую (проектную) деятельность, и, как следствие, формирование умений самостоятельно выбирать тему для изучения; отбирать способы получения информации по теме; устанавливать связи знаний с жизнью через решение практических ситуаций; анализировать информацию и понимать вероятность событий и ситуаций; рассуждать, высказывать и доказывать предположения. Важно помнить, что, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

использование таких методов как экспериментирование, моделирование, коллекционирование, а также проведение познавательных игр, направленных на активизацию познавательных вопросов детей, развитие у детей собственного познавательного опыта.

Благодаря сотрудничеству с родителями воспитанников в нашей группе функционирует исследовательская лаборатория «Почемучкин дом», в которой имеются необходимые для детского экспериментирования материалы, оборудование и приборы, картотека технологических карт проведения опытов и экспериментов по блокам («Вода», «Воздух», «Магнит» и пр.); мини-коллекции «Семена», «Ай да камень», «Виды бумаги» и др. В тематических уголках расположены разные виды моделей, в изготовлении которых воспитанники применяли непосредственное участие: «Солнечная система», «Смена времён года», «Дом для чисел и знаков», модифицированные схемы описания объектов, графические схемы составления рассказов и многое другое.

применение технологии ТРИЗ, в основе которой лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению.

На мой взгляд, ТРИЗ-технология позволяет по-новому взглянуть на проблемы воспитания и обучения, найти пути их решения, дает возможность приучать детей не следовать готовым штампам, образцам, а учит искать как можно больше собственных решений, развивает в детях самостоятельность мышления и познавательные интересы. Использование методов и приёмов ТРИЗ, воспитание у ребёнка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели способствует тому, что интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной для детей.

Я использую в работе с детьми метод фокальных объектов, метод каталога, системный оператор, морфологический анализ и др., но одним из любимых детьми методов является метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между твердыми, жидкими и газообразными веществами, помогающий совершать дошкольникам первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. ММЧ делает содержание экспериментов не только познавательным, но и занимательным и интересным, даёт возможность детям в игровой форме посмотреть внутрь того или иного экспериментального процесса. С помощью таких «человечков» дети составляют модели «Борща», «Океана», «Извержение вулкана» и пр., сравнивают свойства бумаги и ткани, металла и дерева и т. п., рассматривают три агрегатных состояния воды, разбираются, почему дует ветер, как получается электричество и т. п.

Показателями наличия познавательного интереса во взаимодействии воспитателя с детьми старшего возраста, по моему мнению, является то, что дети:

думают, анализируют, обобщают, доказывают;

удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;

внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Т. В. Владимирова Шаг в неизвестность (Формирование способов естественно-научного познания у детей дошкольного возраста)/под ред. И. Я Гуткович. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 143 с.

Публикации по теме:

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПедагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников к окружающему миру Целью предоставленной методической разработки является ликвидация некоторых имеющихся в области экспериментирования пробелов и привлечение.

Педагогические условия снижения страхов у дошкольников (I часть) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок», г. Нижнеудинск» Составила: старший воспитатель Асташкова.

Педагогические условия формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников МАДОУ ЦРР-детский сад №253 "Белоснежка" воспитатель Бабиенко В. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У СТАРШИХ.

Педагогические условия формирования у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности. К проявлениям и условиям успешного экспериментирования дошкольников Н. Н. Поддьяков относит следующие показатели: - наличие у детей знаний.

Педагогические условия познавательного развития детей дошкольного возраста Разработка проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста привела нас к необходимости выявления и обоснования педагогических.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников Практическая работа по проектной деятельности старших дошкольников В подготовительной к школе группе в разделе «Проектная деятельность».

Условия активизации познавательного развития дошкольников в условиях малых групп Условия активизации познавательного развития дошкольников в условиях малых групп. Благоприятным временем становления познавательной деятельности.

Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников Аннотация: в статье обосновывается актуальность и необходимость использование знакового моделирования в образовательной работе с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 15:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Горбунова (УИ 5862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД