Ольга Горбунова
Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Развитие любознательности, потребности узнать новое одна из задач воспитания дошкольника, подготовки его к обучению в школе. Не случайно в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования является то, что «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать» 1. Другими словами, целевые ориентиры Стандарта предполагают развитие у дошкольников любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности.
Публикация «Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников» размещена в разделах
Основой достижения целевых ориентиров является познавательный интерес – избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.
Познавательный интерес является одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению; уровень его развития способствует усвоению знаний, так как являются побудительной силой к их приобретению; с другой стороны, познавательные интересы развиваются на основе знаний. По мнению ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович и др., несформированный своевременно познавательный интерес может привести к снижению мыслительной активности, как следствие послужить причиной школьной неуспеваемости ребенка.
Познавательный интерес присущ каждому ребёнку, однако его мера и направленность у детей не одинакова, а степень его развития зависит как от социального и познавательного опыта ребёнка, так и от того, близко ему содержание исследуемой проблемы. Исследования в области дошкольного образования показали, что формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством использования современных информационных технологий, экспериментирования, игровой деятельности, проблемно-игровых технологий, знаково-символических средств.
Педагогическими условиями формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста выступают :
расширение познавательных форм общения с ребенком в ДОУ и семье за счет обогащения содержания информации;
развитие мотивации детей к познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предмету изучения;
обогащение поисковых способов познания окружающего путем закрепления исследовательских умений, их актуализация и перенос из исследовательской в игровую, трудовую, продуктивную деятельность детей, а также в общение.
Развитию познавательного интереса, на мой взгляд, будут способствовать:
создание развивающей предметно-пространственной среды как для самостоятельной, так и для организованной образовательной деятельности детей. Большое внимание мною уделяется оформлению и наполнению материалами и оборудованием таких тематических уголков как «Почемучкин дом», «Окно в природу», «Хочу всё знать», «Мир чисел» и т. п.
включение детей в поисково-исследовательскую (проектную) деятельность, и, как следствие, формирование умений самостоятельно выбирать тему для изучения; отбирать способы получения информации по теме; устанавливать связи знаний с жизнью через решение практических ситуаций; анализировать информацию и понимать вероятность событий и ситуаций; рассуждать, высказывать и доказывать предположения. Важно помнить, что, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
использование таких методов как экспериментирование, моделирование, коллекционирование, а также проведение познавательных игр, направленных на активизацию познавательных вопросов детей, развитие у детей собственного познавательного опыта.
Благодаря сотрудничеству с родителями воспитанников в нашей группе функционирует исследовательская лаборатория «Почемучкин дом», в которой имеются необходимые для детского экспериментирования материалы, оборудование и приборы, картотека технологических карт проведения опытов и экспериментов по блокам («Вода», «Воздух», «Магнит» и пр.); мини-коллекции «Семена», «Ай да камень», «Виды бумаги» и др. В тематических уголках расположены разные виды моделей, в изготовлении которых воспитанники применяли непосредственное участие: «Солнечная система», «Смена времён года», «Дом для чисел и знаков», модифицированные схемы описания объектов, графические схемы составления рассказов и многое другое.
применение технологии ТРИЗ, в основе которой лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению.
На мой взгляд, ТРИЗ-технология позволяет по-новому взглянуть на проблемы воспитания и обучения, найти пути их решения, дает возможность приучать детей не следовать готовым штампам, образцам, а учит искать как можно больше собственных решений, развивает в детях самостоятельность мышления и познавательные интересы. Использование методов и приёмов ТРИЗ, воспитание у ребёнка потребности испытывать интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели способствует тому, что интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте может стать привычной и естественной для детей.
Я использую в работе с детьми метод фокальных объектов, метод каталога, системный оператор, морфологический анализ и др., но одним из любимых детьми методов является метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между твердыми, жидкими и газообразными веществами, помогающий совершать дошкольникам первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. ММЧ делает содержание экспериментов не только познавательным, но и занимательным и интересным, даёт возможность детям в игровой форме посмотреть внутрь того или иного экспериментального процесса. С помощью таких «человечков» дети составляют модели «Борща», «Океана», «Извержение вулкана» и пр., сравнивают свойства бумаги и ткани, металла и дерева и т. п., рассматривают три агрегатных состояния воды, разбираются, почему дует ветер, как получается электричество и т. п.
Показателями наличия познавательного интереса во взаимодействии воспитателя с детьми старшего возраста, по моему мнению, является то, что дети:
думают, анализируют, обобщают, доказывают;
удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
внимательны, целеустремлены, настойчивы, проявляют волю.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. Т. В. Владимирова Шаг в неизвестность (Формирование способов естественно-научного познания у детей дошкольного возраста)/под ред. И. Я Гуткович. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 143 с.