Елена Губарева
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира - его динамичностью. Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Актуальность разработанной программы на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.
Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен. Познавательный интерес, его проявление связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях, взаимодействия с окружающим миром и избирательной направленности на него.
Актуальность разработанной программы на научно-теоретическом уровне исходит из научного осмысления и методологического обоснования проблемы познания природы, сущности интереса, изучения его возрастных границ и механизма формирования в деятельности различного содержания.
Психолого-педагогические исследования (Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Л. А. Венгер, А. В. Запорожца, Т. А. Куликовой) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности.
Однако далеко не все вызывает у ребенка интерес. Степень его проявления, широта, глубина, осознанность, как показывают исследования ученых (Ю. К. Бабанского, А. Н. Подцьякова, Ф. К. Савиной, Г. И. Щукиной, зависят от характеристик объекта, к которому он направлен. Важна новизна и сложность информации об объекте, присутствие в ней когнитивного конфликта (противоречия).
Мы предполагаем, что именно историческая информация о предмете отличается данными характеристиками. В ней присутствуют динамика, перцептивные признаки. Она эпистемна, инструментальна, аксиологична, рефлексивна, ценностно нагружена, развивает мышление. В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель.
Наполняясь такими свойствами, историческая информация затрагивает разные сферы личности ребенка (когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационно-потребностную, становится для него личностно значимой, что стимулирует интерес и делает его более устойчивым.
В силу психологических особенностей дошкольного возраста (эмоциональность, наблюдательность, подражательность, стремление выражать свои впечатления в игровой и продуктивных видах деятельности) специального внимания заслуживает историческая информация о предметном мире как продукте деятельности взрослого и творении его человеческой мысли. Высокая эмоциональность дошкольника обуславливает значение получаемых сведений для дальнейшего развития личности. В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее (начальные формы диалектического рассмотрения и анализа окружающих предметов, так называемые методологические знания). Однако анализ научных работ показал, что процесс развития познавательного интереса к истории предметного мира не является предметом специального исследования, а при изучении особенностей познавательного развития, интересов детей категория исторической информации о предмете, интерес к ней не анализировались.
Изучение массовой практики также свидетельствует, что потенциальные возможности исторической информации недооцениваются, она недостаточно представлена в содержании дошкольного образования, что определяет актуальность разработанной программы на научно-методическом уровне.
Таким образом, актуальность разработанной программы обусловлена:
- важностью проблемы развития познавательного интереса как ценного личностного образования, составляющего мотивационную основу познавательной деятельности ребенка;
- выбором в качестве объекта направленности познавательного интереса истории создания предметного мира;
- неразработанностью проблемы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к истории предметного мира.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить существующее противоречие между декларируемой необходимостью развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала деятельности различного содержания.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема: как организовать образовательную деятельность, обеспечивающую эффективность развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к объектам окружающего мира?
Таким образом, социальная значимость и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы послужили основанием для разработки данной программы: «Программа развития познавательного интереса к объектам окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к объектам окружающего мира.
Задачи:
1. Помочь дошкольнику свободно и правильно ориентироваться среди множества окружающих его вещей, использовать их по назначению, бережно относиться к предметам материальной культуры, которые сопровождают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
2. Развитие избирательности познавательного интереса старших дошкольников.
3. Развитие широты познавательного интереса старших дошкольников.
4. Развитие у дошкольников эмоционально-положительное отношение к прошлому предметного мира.
5. Развитие у дошкольников глубины познавательного интереса.
6. Развитие действенности познавательного интереса у дошкольников.
7. Развитие устойчивости познавательного интереса у дошкольников.
8. Развитие стремления к преодолению трудностей и проявление волевого усилия в достижении цели.
9. Развитие самостоятельности, инициативы в познании предметного мира.
10. Развитие осознанности в познании предметного мира.
Данная программа рассчитана на то, что в ней детей дозированно знакомят с особенностями рукотворных предметов и их назначением, развивая наблюдательность и постепенно формируя исследовательский под-ход к доступным для дошкольника объектам окружающего мира.
Данная программа способствует вхождению ребенка в современный социум, приобщает его к ценностям, формирует познавательный интерес мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Накопление и обобщение знаний, полученных на занятиях, способствуют развитию разнообразных, видов деятельности, и их интеграции в едином педагогическом процессе.
Занятия по данной программе содействуют не только развитию их познавательной деятельности, но и направлены на совершенствование разговорной речи и организацию речевого общения детей между собой и со взрослыми.
С помощью игровых ситуаций воспитатель создает условия для возникновения диалога с детьми, дошкольники усваивают новые слова, которыми будут пользоваться в быту или в практической деятельности. Сама обстановка, в процессе которой детям сообщается речевой материал, а также их собственная деятельность содействуют пониманию дошкольниками значений слов, называющих различные предметы и объекты, и побуждают их к развертыванию диалога. Дети учатся диалогической речи, упражняются в умении спрашивать и отвечать на вопросы в зависимости от игрового сюжета.
Близость темы, занимательный характер занятий, эмоциональ-ное преподнесение, материала - все это является эффективным стимулом совершенствования коммуникативной функции речи старшего дошкольника, готовящегося переступить порог школы.
Игровые элементы и ситуаций, включенные в программу соответствуют ряду требований:
- они вызывают интерес и повышают эмоциональную восприимчивость детей;
- строятся с учетом жизненного опыта конкретного ребенка.
Занятия по данной программе позволяют узнать детям, чем заняты люди той или иной профессии, какие орудия труда им требуются для работы, какую пользу приносит их труд обществу.
Знакомство с электробытовой техникой предусматривает, с одной стороны, обогащение словарного запаса ребенка, с другой - расширение знаний об электроприборах и электрооборудовании (пылесос, стиральная машина, утюг, телевизор и т. п.).
В рамках данной программы дети узнают назначение тех или иных предметов, приемы использования данных предметов и правила ухода за ними. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с электроприборами. Название того или иного предмета электробытовой техники дается в качестве словарной работы и лексических упражнений.
Данная программа позволяет детям познакомиться с элементарными трудовыми навыками, с различными трудовыми операциями.
В процессе реализации данной программы у ребенка закладываются основы таких личных качеств, как привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что является очень важным условием; для дальнейшей социально-бытовой ориентировки и адаптации детей в обществе.
Тематика занятий, представленная в программе, а так же приемы и формы деятельности детей, близки и понятны дошкольникам, соответствуют их психологическим и возрастным особенностям.
В качестве наглядных пособий в данной программе можно использовать как предметные картинки, так и натуральные образцы.
Программа используется как вариативная часть образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста в ходе образовательной деятельности и в режимных моментах. Срок реализации программы – 1 год. Программа выстроена по тематическому плану. Общее количество тематических часов — 32 (продолжительность одного занятия для детей старшего дошкольного возраста — 25 минут). Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитатель может варьировать задания, упрощая или усложняя их. В начале реализации и по итогам освоения программы с помощью диагностического инструментария оценивается уровень познавательного интереса детей.
Данную программу можно использовать и как программу дополнительного образования дошкольников старшего дошкольного возраста, и как органичную часть занятий образовательной области «Познавательное развитие».
Данную программу можно рекомендовать воспитателям, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Так же она может быть полезна родителям и гувернанткам для организации познавательной деятельности детей в домашних условиях.