МААМ-картинки

«Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников»

Маркушова Елена Александровна
«Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется выступление по теме «Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников».

Дети - пытливые исследователи окружающего мира, эта способность заложена в них от рождения. И не зря гласит китайская пословица «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». И в самом деле, когда ребенок слышит, видит и делает сам, он усваивает материал прочно и надолго.

Публикация «„Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников“» размещена в разделах

Экспериментирование - является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Для проведения занятий в группе по экспериментальной деятельности существует множество различных игр-экспериментов. Игра способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.

В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики эксперимента.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов.

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

Дети семилетнего возраста способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое красочное описание увиденного.

Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Ступень овладения навыками определяется не возрастом, а индивидуальными особенностями ребенка.

Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов используются простые приборы. Детей учат ими пользоваться, показывают, как они действуют.

Обучение экспериментированию детей должно быть организовано специально. Совместное творчество педагога с детьми развивает у детей активность, познавательную и творческую.

В ходе проведения эксперимента взрослый оказывает всяческое содействие детям. Помогает планировать разные опыты, проводит познавательные беседы, рассказывает детям о явлениях природы.

В группе отводят место для детской лаборатории, уголки природы, где и осуществляется самостоятельная экспериментальная деятельность дошкольников. Детям предоставлены дидактические игры, альбомы для рисования, в которых дети изображают результаты своих экспериментальных опытов.

Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование — почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы. В какой — то степени даже стать первооткрывателем.

"Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать".

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

«Карандаши в пакете с водой»

Если в сосуде с водой появилась дырка, то такой сосуд логично назвать дырявым. И заделать такую дырку обычно не так-то просто. Тем более, если речь идет о полиэтиленовом пакете. Но что же будет, если пакет чем-то проткнуть и это что-то из дырки не вынимать?

Материал: вода, полиэтиленовый пакет, карандаши.

Проведение опыта: наливаем в полиэтиленовый пакет воду и протыкаем его карандашами. Видим, что вода не выливается из пакета. Если же мы изначально проткнули пакет карандашами, а потом налили бы воду, то она бы стала вытекать из дыр. Пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как бы обволакивает карандаши, не давая воде проникнуть через отверстия.

Из вышесказанного, следует вывод, что дети легче усваивают материал, когда могут сами попробовать что-то сделать, посмотреть наглядно, сделать вывод. Экспериментирование играет очень важную роль в усвоении знаний и развития интереса дошкольника. Но чтобы эксперимент состоялся необходимо, нам педагогам, подготовить специальные условия и при взаимодействии с ребенком помочь и подвести его к новым интересным открытиям.

Публикации по теме:

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) Актуальность. Ознакомление с природой - одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Для развития мышления и речи ребенка.

Интеллектуальный тренинг как средство познавательного развития дошкольниковИнтеллектуальный тренинг как средство познавательного развития дошкольников Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой,- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной.

«Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшей группы» Перспективный план работы по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного.

Центр природы как средство познавательного развития дошкольников Центр природы как средство познавательного развития дошкольниковСообщение из опыта работы Файласовой О. В. воспитателя 1КК Актуальность.

Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса» Доклад «Индивидуальный подход к ребёнку как средство развития познавательного интереса.» Ко многим детям необходимо находить индивидуальный.

Игровые технологии как средство развития познавательного интереса «Игровые технологии как средство развития познавательной активности младших школьников» Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Мультипликационные фильмы как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства пед. работников в области разработки инновационных технологий Введение.

Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников Практическая работа по проектной деятельности старших дошкольников В подготовительной к школе группе в разделе «Проектная деятельность».

Знаковое моделирование как средство познавательного развития старших дошкольников Аннотация: в статье обосновывается актуальность и необходимость использование знакового моделирования в образовательной работе с детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников»
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 20:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Маркушова Елена Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД