Валентина Лобанова
Опыт работы «Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательного интереса у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.
В межаттестационный период (2011 - 2015г.) осуществляла методическую и педагогическую деятельность в МБДОУ Детский сад №22, в должности воспитатель.
За период работы в должности «воспитатель» основным направлением деятельности было : «Развитие познавательного интереса у дошкольников средствами опытно – экспериментальной деятельности».
Федеральные государственные требования обозначают одной из приоритетных целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Передо мною встал вопрос: как повысить уровень познавательного развития детей дошкольного возраста?
Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Старший дошкольник познает уже «большой мир». Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».
Теоретическое обоснование, в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Г. И. Щукиной раскрывается сущность познавательного интереса как сложного психического образования, определяются стадии его развития : любопытство, любознательность, познавательная активность, интерес.
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и разумно их использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста протекает более усиленно, продуктивно. Дошкольники меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.
По общеизвестной точке зрения, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, выступает игровая деятельность детей. Вместе с тем, накапливается все больше сомнений в правильности этого предположения. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению современных исследователей, оказалось детское экспериментирование.
Следовательно, проблема формирования познавательного интереса у детей посредством экспериментирования является актуальной.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС ДОО. Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
В начале деятельности была поставлена гипотеза: если систематически и последовательно использовать экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Сформулированная гипотеза данной работы, дает основание определить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной проблеме;
2. Выявить и описать возможности технологии экспериментирования, как средства развития интереса;
3. Провести диагностику уровня сформированности познавательного интереса.
4. Внедрить в практику педагогическую технологию направленную на познавательное развитие.
В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.
В течении межаттестационного периода моя работа строилась поэтапно.
На 1-м этапе – изучила литературу по теме, сделала обзор в интернете по теме, познакомилась с книгой Е. А. Мартыновой «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», А. И. Ивановой «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
На2-м этапе - изучала личностные качества детей, их индивидуальные возможности, подобрала диагностический материал для выявления уровня познавательного интереса детей.
На 3-м этапе - организовала с помощью родителей предметно – развивающую среду - это создание уголка для экспериментирования, зоны познавательного развития. Разработала план работы с семьёй (см. приложение).
На 4-й этапе - подобрала картотеку опытов и экспериментов. Разработала перспективный план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы (см. приложение). Темы опытов распределены по одной на каждую неделю, с октября по май, например: «Какие предметы могут плавать», «Свет и тень», «Песочная страна», «Подушка из пены», и др.
5-й этап - основной, это вся моя работа с детьми по развитию познавательного интереса средствами экспериментирования.
В ходе деятельности реализовывала примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, эффективно дополняла такими педагогическими авторскими технологиями: С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников», И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», А. И. Ивановой «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду», «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
А для выявления уровня познавательного интереса и для отслеживания результатов овладения детьми экспериментальной деятельностью использовала диагностику, уже существующие в дошкольной педагогике. Методами исследования являлись:
- диагностические методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой адаптированные к возрасту детей;
- наблюдение;
- метод математической обработки данных;
- Диагностика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности).
Результаты диагностики предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что выборы детей в группе распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (40%).
2 место – уголок художественно-эстетического творчества (25%).
3 место – уголок развивающей речевой среды (20%).
4 место – экспериментирование (15%).
Т. е. экспериментирование заняло последнее место (рис. 1).
Начало деятельности
Рис. 1. Отношение детей к экспериментальной деятельности.
Конец деятельности
Рис. 2. Отношение детей к экспериментальной деятельности.
Из данных диаграмм видно, что экспериментальная деятельность уступает только игровой, интерес детей к экспериментальной деятельности вырос :
игровой уголок (35%).
уголок художественно-эстетического творчества (20%).
уголок развивающей речевой среды (20%).
экспериментирование (25%).
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлены: центр экспериментирования «Мини- лаборатория», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование: различные емкости, шприцы, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, компас, бинокль, микроскоп, губка, пенопласт, поролон, и т. д.
Также в уголке были размещены дневники наблюдений, которые заполняются после опытов, схемы, алгоритмы для проведения опытов, познавательная литература. Постоянно подбирала и обновляла картотеку опытов, соответствующую возрасту. С помощью картотеки ребенок приступал к поиску нужной ему карточки. Быстрому поиску помогали цветные символы, сделанные в виде картинки в правом верхнем углу карточки. Например, опыты, направленные на исследование и проведение экспериментов с природными явлениями, обозначаем картинкой «дерево», с жизнедеятельностью человека - «фигурка человека», воздух – «облако», вода – «капельки дождя», грунт – «квадрат черного цвета» и т. п. Таким образом, цветные картинки-символы на карточках помогают ребенку быстро сориентироваться в поисках той или иной области познания информации, по которой у ребенка возник вопрос, проявился интерес. Так же использовала информационные технологии.
Постоянным руководителем нашего уголка был персонаж-кукла «Всезнайка». Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса.
Созданные условия вызывали повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей старшей группы
Свою деятельность строила в трех основных формах:
-экспериментальная деятельность, организованная педагогом;
-познавательные занятия с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Познавательные занятия с элементами экспериментирования проводила, раз в неделю, но если у детей интерес к занятию велик, то мы продолжали занятие уже в игровой форме в свободное время. Этот показатель означал, что у детей возникает познавательный интерес к той или иной деятельности.
Провела открытое интегрированное занятие в детском саду на тему «Путешествие капельки». Цель занятия: Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний вещества).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использовала — это опыты. Их проводила как на занятиях, так и в свободной деятельности. А опыты напоминают детям «Фокусы», они необычны, а главное – дети все проделывают сами, и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Для этого подобрала картотеку опытов и экспериментов, которые также находятся в нашей мини лаборатории. Опыты я подбирала простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов.
В организации проведении опытов выделяется несколько этапов: 1. Постановка проблемы (задачи). 2. Поиск путей решения проблемы. 3. Проведение опытов. 4. Фиксация наблюдений. 5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Были проведены такие занятий как: «Мыло-фокусник», «Удивительный магнит», «Чудо-картошечка», «Волшебница - вода», «Почему стучит крышка у чайника», и многие другие. После экспериментов не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и прибрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Важным моментом для детей является то, что все предлагаемые материалы интересно обыгрываются. Так, например, в группу приходит веселый Петрушка и приносил волшебную коробку с запахами, детям было предложено определить каждый из них: запах весны, лета, фруктов, или трав и т. д. Для этого была сделана дидактическая игра «Запах, вкус, свет, звук». Игра содержит 4 секции: «Свет» «Запах», «Вкус», «Звук» Можно использовать сразу 4 секции при знакомстве детей сразу с несколькими органами чувств: глаза - зрение, уши - слух, язык - вкус, нос - обоняние. Также отдельные секции, по-разному их комбинируя.
Во время прогулки проводила случайные эксперименты, которые специальной подготовки не требуют, когда дети увидели что-то интересно в природе.
Стараюсь не отвечать на детские вопросы, а предлагаю самим понаблюдать и найти ответ.
Все наблюдения в природе мы заносим в «календарь погоды», где дети отмечают каждодневные ее изменения с помощью символов (тучи, солнце, град и пр.)
Интересно проходят совместные мероприятия с родителями и детьми. Провела родительские собрания на темы: «Растим почемучек», Как поддерживать интерес у детей к экспериментированию». Подготовила консультации «Как развивать познавательные интересы дошкольников», «Как правильно организовать опыты». Были разработаны рекомендации для родителей: «Этапы организации опыта и эксперимента».
Итогом проведенной работы стало то, что у родителей появилось желание экспериментировать с детьми дома: они исследовали различные предметы быта, их действие (замораживали воду в холодильнике, клали лед на батарею, испытывали действие магнита на книгу и т. д.). Ход и результаты домашних экспериментов дети зарисовывали в своих тетрадях, которые затем приносили в детский сад и делились полученными результатами со сверстниками.
Положительный результат проводимой работы показал диагностический материал, который я подобрала на первом этапе работы.
Диагностика на выявление уровня познавательного интереса у старших дошкольников проводилась на основе наблюдений, при проведении контрольных заданий в начале и конце года. Результаты диагностики показали следующие результаты: Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру осуществлялось в соответствии с показателями, выделенными Э. А. Барановой.
Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у старших дошкольников осуществлялась с помощью следующих игровых заданий:
1. Дидактическая игра «Отгадай предмет».
2. Дидактическая игра «Два домика».
3. Задание «Опиши картинку» (подробно с методиками можно ознакомиться в приложении).
Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса у дошкольников не достаточно высок. Результаты диагностики показали следующие результаты:
2012 -2013гг 2014 -2015гг
Рис. 2. Уровни развития познавательного интереса дошкольников
Таким образом, используя опытно – экспериментальную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, по проведённой конечной диагностике, мы отмечаем положительную динамику в развитии уровня познавательного интереса (рис 2.).
По итогам выполненной работы можно сказать о том, что интерес детей это такое психическое образование в котором огромную роль играют взрослые. Взрослые направляют интерес ребенка в нужное русло, ведь детям дошкольного возраста интересно все, на что направили их внимание. И поэтому необходимо не упустить это время. Исходя из этого, я уверена, что мои воспитанники, благодаря проведению несложных опытов, вырастут здоровыми, инициативными, думающими, творческими людьми, так как, я развиваю у моих ребят любознательность, тренирую ум. Дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, а ведь это так пригодится им при обучении в школе.
Продолжая совершенствовать систему работы по направлению, в 2013г, разработала и успешно реализовала проект «Береги природу», направленный на развитие исследовательской деятельности детей. Итогом реализации данного проекта было: презентация «Красной книги», созданной детьми, с помощью рисунков редких животных Свердловской области нарисованных совместно с родителями. Проект занял 3 место в городской интеллектуально – творческой игре «ЭкоКолобок».
Также успешно были реализованы творческие проекты на темы: «Мир насекомых», «Птицы зимой», «Огород на окне», «Живой песок».
В ходе реализации проекта «Огород на окне», дети сажали горох, лук, укроп, редис, свеклу, огурцы, кабачок. Рассаду высаживали летом на грядки в огороде. Дети ухаживали за своим огородом, поливали и пропалывали. И в результате осенью собирали урожай. В ходе выращивания растений провели опыт : одну луковицу, посаженную в землю убрали в темное место и не поливали, а одну поставили на окно. В течение всего времени дети отмечали, что происходит с луковицами. В итоге был сделан вывод, что растения будут расти, если есть свет и вода. Каждый год с детьми весной сажали картофель, а осенью собирали урожай, который относили на кухню детского сада для приготовления пищи на обед.
Ожидаемый результат заключался в следующем:
1. Выведение детей на более высокий уровень познавательных интересов
2. Развитие у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
3. Обогащение предметно – развивающей среды.
4. Пополнение научно – методологической базы группы по данному вопросу.
Проанализировав результаты своей работы по теме : «Развитие познавательных интересов детей через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, работа в данном направлении эффективна. Что подтверждается итоговой диагностикой. Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное. Воспитанники стали использовать результаты проведения опытов и экспериментов в игровой деятельности.
Количественные данные позволяют спланировать свою дальнейшую работу. Мониторинг позволяет говорить о развитии экспериментальной деятельности дошкольников.
Применение экспериментирования также оказало влияние на:
1. повышение уровня развития любознательности и познавательных процессов;
2. совершенствование речевого развития дошкольников;
3. развитие личностных характеристик воспитанников;
4. углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
5. повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.