Татьяна Кронова
Конспект беседы «Блокада. Рано повзрослели дети Ленинграда…» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект беседы на тему: «Блокада. Рано повзрослели дети Ленинграда…»
(Старший дошкольный возраст)
Цели:
Обучающие:
• сформировать представление детей о значение слова «блокада»
• формировать знания о героизме детей в годы войны
Развивающие:
• развивать представления детей о войне и мире
• развивать воображение воспитанников через образную подачу материала.
• развивать диалогическую речь
Воспитывающие:
• воспитание патриотизма
• воспитание уважения к ветеранам, к участникам войны, к детям блокадного Ленинграда
• воспитание интереса к истории своей страны
Оборудование:
• картинки и иллюстрации из книг по заданной теме,книги о Блокаде.
.
Ход беседы:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? А вы знаете, какой сегодня день?
2. Основная часть
Воспитатель: - 27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день 82 год назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко - фашисткой блокады.
900 дней и 900 ночей город находился во вражеском кольце.
Очень хотелось бы прочитать вам стихотворение Н. А. Кнушевицкой о детях Блокады:
«Дети Ленинграда»
Дети Ленинграда
Девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки.
Все перечеркнула
Фашистская громада
Рано повзрослели
Дети Ленинграда.
Начались бомбежки
И они узнали,
Как заклеить окна,
Чтоб не вылетали.
И какой в убежище
Ведет теперь маршрут,
Сколько завтра хлеба
По карточкам дадут.
И из невской проруби
Как воды достать,
От слабости при этом
Стараясь не упасть
Для печурки комнатной
Где найти дровишки,
Как без мамы младшего
Уложить братишку.
И уже от холода
Не спасают валенки,
Дети Ленинграда,
Мученики маленькие.
Дети Ленинграда,
Девчонки и мальчишки.
Им играть бы в куклы
И читать бы книжки.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, легко ли было детям во время Блокады (ответы детей)
-А сейчас я вам расскажу, как жили и чем помогали дети городу в эти страшные военные годы.
Наш город называется Санкт-Петербург. А в годы войны он назывался Ленинградом, а его жители – ленинградцами.
-В сентябре 1941 года фашисты (гитлеровцы) окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось вражеское кольцо (Блокада). Казалось, ещё чуть-чуть и он войдет в город, ступит на исторические камни своим кованым сапогом.
Гитлер (враг№1) решил стереть Ленинград с лица Земли. Город обрекался на полное уничтожение, вместе с жителями.
Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие уже ушли на фронт.
В городе оставались в основном женщины и дети.
Единственным путём сообщения с осаждённым Ленинградом было Ладожское озеро. Несмотря на то, что путь был смертельно опасен, в ходе блокады по нему было эвакуировано около 1,5 млн человек – это примерно половина ленинградского населения. Маршрут по замёрзшему озеру называли «Дорогой жизни»: в осаждённый город доставляли припасы, а обратно вывозили людей.
Ежедневный паёк во время блокады Ленинграда несколько раз урезался, чтобы хоть как-то разделить запасы между всеми жителями. Минимум он составлял 250 г хлеба в день для рабочих и вдвое меньше для детей(125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых).
Не было таких событий,в которых бы не участвовали дети Ленинграда.
Они расчищали чердаки, боролись с зажигалками на крышах домов (их называли «часовыми ленинградских крыш», тушили пожары, разбирали завалы, очищали город от снега,ухаживали за ранеными – читали им газеты и книжки, убирали палаты, «чинили» их одежду, делали бинты, выступали с импровизированными концертами, носили воду, рубили дрова, разносили письма по домам, даже выращивали огород.
Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу,даже в бомбоубежищах. Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место, в бомбоубежище и продолжался урок.
Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным и доступным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том ужасе, который происходит на улице.
Воспитатель:
-Пришло время перезагрузки
Динамическая пауза (воспитатель предлагает детям поиграть)
Мы станем все военными, Шагаем на месте.
Большими, здоровенными. Руки вытягивают вверх,
Будем в Армии служить, опускают через стороны.
Будем Родину любить. Шагают на месте.
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».
Будем мир мы защищать! Шагаем на месте.
Воспитатель:
-А теперь продолжим:
Подростки 12 – 15 лет учились и работали. Они становились станочниками на опустевших предприятиях - собирали на ровне со взрослыми пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Для них изготавливали специальные деревянные подставки, чтобы ребята могли работать за станками.
Надо сказать что во время Блокады, детские сады и школы работали в особом военном режиме.
Страшным символом блокадного Ленинграда стал дневник обычной школьницы - Тани Савичевой. Когда началась война, ей было 11 лет. Таня была пятым ребенком в семье,самым младшим. Всего за один год она потеряла всех своих близких.
Все это время девочка вела дневник в простой записной книжке. Он получился совсем небольшой - всего 9 страниц. На шести из них,поставлены даты смерти Таниных родных. Три последние записи были самыми короткими : «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».
Сама Таня Савичева тоже не дожила до радостного дня Победы. В 1942 году ее эвакуировали из Ленинграда. А в 1944 году истощенная, больная, ослепшая Таня умела. Ей было всего 14 лет.
Дневник Тани Савичевой хранится в Государственном музее истории Санкт- Петербурга,а фотокопия – в экспозиции Пискаревского мемориального кладбища. Танины записи выбиты на гранитных плитах мемориала «Цветок жизни», установленного в Ленинградской области
872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили на ровне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города. Сотни мальчишек и девчонок за проявленное мужество с 1943 года наградили орденами, 15 тысяч — медалями «За оборону Ленинграда».
27 января является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда (1944 год).
3. Подведение итогов (закрепление знаний)
- Сколько дней длилась блокады (ответы детей)
- О чем мы говорили на сегодняшнем занятии (ответы детей)
-Как помогали дети отстоять город (ответы детей)
- Что такое «Блокада» (ответы детей)
- А как вы думаете,ребята, что помогло жителям блокадного Ленинграда отстоять город, пусть даже с огромными потерями? (ответы детей)
Воспитатель:
А завершить нашу беседу хочу строками из стихотворения:
За город шли жестокие бои.
За Родину солдаты воевали
И в январе, разбив врага,
Кольцо блокадное прорвали.
Спасибо тем, кто город отстоял,
Кто выжил в страшную блокаду,
Кто восстанавливал, из пепла возрождал.
Спасибо вам, герои Ленинграда!
Воспитатель:
- Наша беседа подошла к концу, спасибо большое за внимание и за то, что вы оказались очень внимательными слушателями.
Художественная литература по теме «Дети Блокады»:
В. К. Дмитриев «…Была война, была блокада …»
Виктор Дубровин «Мальчишки в сорок первом»
Татьяна Кудрявцева «Маленьких у войны не бывает»
Валентина Семенцова «Лист фикуса. Рассказы о войне»