Лучший педагог года

Конспект беседы «Блокада. Рано повзрослели дети Ленинграда…» для старшего дошкольного возраста

Татьяна Кронова
Конспект беседы «Блокада. Рано повзрослели дети Ленинграда…» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект беседы на тему: «Блокада. Рано повзрослели дети Ленинграда…»

(Старший дошкольный возраст)

Цели:

Обучающие:

• сформировать представление детей о значение слова «блокада»

• формировать знания о героизме детей в годы войны

Развивающие:

• развивать представления детей о войне и мире

• развивать воображение воспитанников через образную подачу материала.

• развивать диалогическую речь

Воспитывающие:

• воспитание патриотизма

• воспитание уважения к ветеранам, к участникам войны, к детям блокадного Ленинграда

• воспитание интереса к истории своей страны

Оборудование:

• картинки и иллюстрации из книг по заданной теме,книги о Блокаде.

.

Ход беседы:

1. Организационный момент.

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? А вы знаете, какой сегодня день?

2. Основная часть

Воспитатель: - 27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день 82 год назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко - фашисткой блокады.

900 дней и 900 ночей город находился во вражеском кольце.

Очень хотелось бы прочитать вам стихотворение Н. А. Кнушевицкой о детях Блокады:

«Дети Ленинграда»

Дети Ленинграда

Девчонки и мальчишки.

Им играть бы в куклы

И читать бы книжки.

Все перечеркнула

Фашистская громада

Рано повзрослели

Дети Ленинграда.

Начались бомбежки

И они узнали,

Как заклеить окна,

Чтоб не вылетали.

И какой в убежище

Ведет теперь маршрут,

Сколько завтра хлеба

По карточкам дадут.

И из невской проруби

Как воды достать,

От слабости при этом

Стараясь не упасть

Для печурки комнатной

Где найти дровишки,

Как без мамы младшего

Уложить братишку.

И уже от холода

Не спасают валенки,

Дети Ленинграда,

Мученики маленькие.

Дети Ленинграда,

Девчонки и мальчишки.

Им играть бы в куклы

И читать бы книжки.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, легко ли было детям во время Блокады (ответы детей)

-А сейчас я вам расскажу, как жили и чем помогали дети городу в эти страшные военные годы.

Наш город называется Санкт-Петербург. А в годы войны он назывался Ленинградом, а его жители – ленинградцами.

-В сентябре 1941 года фашисты (гитлеровцы) окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось вражеское кольцо (Блокада). Казалось, ещё чуть-чуть и он войдет в город, ступит на исторические камни своим кованым сапогом.

Гитлер (враг№1) решил стереть Ленинград с лица Земли. Город обрекался на полное уничтожение, вместе с жителями.

Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие уже ушли на фронт.

В городе оставались в основном женщины и дети.

Единственным путём сообщения с осаждённым Ленинградом было Ладожское озеро. Несмотря на то, что путь был смертельно опасен, в ходе блокады по нему было эвакуировано около 1,5 млн человек – это примерно половина ленинградского населения. Маршрут по замёрзшему озеру называли «Дорогой жизни»: в осаждённый город доставляли припасы, а обратно вывозили людей.

Ежедневный паёк во время блокады Ленинграда несколько раз урезался, чтобы хоть как-то разделить запасы между всеми жителями. Минимум он составлял 250 г хлеба в день для рабочих и вдвое меньше для детей(125 граммов в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, канцелярский клей, целлюлоза и жмых).

Не было таких событий,в которых бы не участвовали дети Ленинграда.

Они расчищали чердаки, боролись с зажигалками на крышах домов (их называли «часовыми ленинградских крыш», тушили пожары, разбирали завалы, очищали город от снега,ухаживали за ранеными – читали им газеты и книжки, убирали палаты, «чинили» их одежду, делали бинты, выступали с импровизированными концертами, носили воду, рубили дрова, разносили письма по домам, даже выращивали огород.

Невзирая на бомбежки и постоянные обстрелы, Ленинградский Городской Совет депутатов решил не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся 1-4 классов сели за парты и продолжали учебу,даже в бомбоубежищах. Ленинградская система образования с честью выдержала этот сложный период. Дети были обучены всему необходимому и подготовлены к любому повороту сценария. Если во время урока начинался артобстрел, класс организованно устремлялся в отведенное место, в бомбоубежище и продолжался урок.

Учителя преподавали только самые важные предметы. Взрослые стремились сделать занятие интересным и доступным, чтобы хоть ненадолго ребенок забыл о том ужасе, который происходит на улице.

Воспитатель:

-Пришло время перезагрузки

Динамическая пауза (воспитатель предлагает детям поиграть)

Мы станем все военными, Шагаем на месте.

Большими, здоровенными. Руки вытягивают вверх,

Будем в Армии служить, опускают через стороны.

Будем Родину любить. Шагают на месте.

Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».

Будем мир мы защищать! Шагаем на месте.

Воспитатель:

-А теперь продолжим:

Подростки 12 – 15 лет учились и работали. Они становились станочниками на опустевших предприятиях - собирали на ровне со взрослыми пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Для них изготавливали специальные деревянные подставки, чтобы ребята могли работать за станками.

Надо сказать что во время Блокады, детские сады и школы работали в особом военном режиме.

Страшным символом блокадного Ленинграда стал дневник обычной школьницы - Тани Савичевой. Когда началась война, ей было 11 лет. Таня была пятым ребенком в семье,самым младшим. Всего за один год она потеряла всех своих близких.

Все это время девочка вела дневник в простой записной книжке. Он получился совсем небольшой - всего 9 страниц. На шести из них,поставлены даты смерти Таниных родных. Три последние записи были самыми короткими : «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».

Сама Таня Савичева тоже не дожила до радостного дня Победы. В 1942 году ее эвакуировали из Ленинграда. А в 1944 году истощенная, больная, ослепшая Таня умела. Ей было всего 14 лет.

Дневник Тани Савичевой хранится в Государственном музее истории Санкт- Петербурга,а фотокопия – в экспозиции Пискаревского мемориального кладбища. Танины записи выбиты на гранитных плитах мемориала «Цветок жизни», установленного в Ленинградской области

872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили на ровне со взрослыми. Маленькие герои внесли значительный вклад в освобождение родного города. Сотни мальчишек и девчонок за проявленное мужество с 1943 года наградили орденами, 15 тысяч — медалями «За оборону Ленинграда».

27 января является Днём воинской славы России — День полного снятия блокады города Ленинграда (1944 год).

3. Подведение итогов (закрепление знаний)

- Сколько дней длилась блокады (ответы детей)

- О чем мы говорили на сегодняшнем занятии (ответы детей)

-Как помогали дети отстоять город (ответы детей)

- Что такое «Блокада» (ответы детей)

- А как вы думаете,ребята, что помогло жителям блокадного Ленинграда отстоять город, пусть даже с огромными потерями? (ответы детей)

Воспитатель:

А завершить нашу беседу хочу строками из стихотворения:

За город шли жестокие бои.

За Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага,

Кольцо блокадное прорвали.

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал.

Спасибо вам, герои Ленинграда!

Воспитатель:

- Наша беседа подошла к концу, спасибо большое за внимание и за то, что вы оказались очень внимательными слушателями.

Художественная литература по теме «Дети Блокады»:

В. К. Дмитриев «…Была война, была блокада …»

Виктор Дубровин «Мальчишки в сорок первом»

Татьяна Кудрявцева «Маленьких у войны не бывает»

Валентина Семенцова «Лист фикуса. Рассказы о войне»

Публикации по теме:

«Блокада Ленинграда — дорога жизни». Конспект занятия по патриотическому воспитанию»«Блокада Ленинграда — дорога жизни». Конспект занятия по патриотическому воспитанию» «Блокада Ленинграда – дорога жизни», конспект занятия по патриотическому воспитанию» Цель формировании е патриотических чувств у дошкольников,.

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста 27 января - особая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект беседы «Блокада. Рано повзрослели дети Ленинграда…» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 20:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект беседы «Блокада. Рано повзрослели дети Ленинграда…» для старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кронова (УИ 325411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД