Гаврилова Юлия
Развитие поисково-речевой активности детей на занятиях по изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие поисково-речевой активности детей на занятиях по изо деятельности.
Очень важна взаимосвязь занятий рисованием с работой по развитию речи детей. На занятиях по развитию речи и в свободное время в детском саду детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения. В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессе изображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и их фантазия. Ребята стремятся по-своему передать сказочные и стихотворные образы, выразить отношения к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало. И занятия по изобразительной деятельности в свою очередь способствуют развитию речи детей, обогащая ее образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления.
Публикация «Развитие поисково-речевой активности детей на занятиях по изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Когда мы предложили дошкольнику пересказать знакомое произведение, сказку без опоры на наглядность, то при выполнении такого задания он испытывал затруднения: пересказ был бессмысленным, с пропуском выжных фактов.
Пересказ этой же сказки с опорой на наглядность (иллюстрации) был более успешным: логичным, подробным, с использованием образных слов и выражений. Это доказывает, что средства выразительности книжной графики тесно взаимосвязаны с речевой деятельностью детей.
Таким образом очень важно на занятиях по рисованию создавать условия для развития поисково-речевой активности детей :
Сопоставление иллюстраций (репродукций) с литературным описанием. Можно использовать следующие задания.
Детям показывают картинку И. Левитана «золотая осень» и зачитывают два-три описания природы. После прослушивания каждого текста они решают: подходит ли оно к изображению.
Одновременно показывают несколько иллюстраций, затем зачитывают два-три описания природы. После прослушивания каждого дети выбирают подходящее изображение и объясняют свой выбор.
Если не для всех описаний находилась соответствующая иллюстрация, детям предлагают подумать, что можно изобразить и как воплотить замысел в рисунке. Воспитатель оказывает помощь в выборе сюжета и средств выразительности (цвет, техника, композиция и т. д., обращает внимание на те средства, которые использовали художники.
Если к иллюстрациям не подходит не один из литературных отрывков, педагог предлагает дошкольникам придумать свое описание. Это довольно трудное занятие и, если они затрудняются, воспитатель составляет рассказ, а дети помогают «отыскать» образные слова и выражения, характеризующие изображение.
Во время прогулок нужно обращать внимание дошкольников на красоту природы, гармонию красок и на особенности воспитания различных предметов. Дети замечают, что объекты, расположенные дальше от нас кажутся намного меньше, чем те, которые находятся рядом. После подобных прогулок можно предложить нарисовать наблюдения в рисунках и составить рассказ.
Также для развития поисково-речевой активности детей на занятиях можно использовать прием составления «кинолент», книг по знакомым сказкам, рассказам. Каждый ребенок выбирает один из эпизодов и изображает его на отдельном листе. Затем рисунки раскладывают соответственно сюжету и дети поочередно рассказывают об изображенном ими эпизоде, используя слова и выражения из текста. Затем все рисунки оформляются в виде кинолент либо книжек.
Постепенно нужно переходить к индивидуализации не только рисунков и рассказов. Например, можно предложить такое задание: «Придумай историю про грустного (веселого) мальчика и нарисуй ее». Во время рисования ребенок решает не только изобразительные задачи, но и придумывает свой будущий рассказ. Когда он его озвучивает, рисунок служит наглядной опорой. Многие дети могут изобразить и передать состояние не только вымышленного героя, но и свое собственное. Например, на тему «Мое настроение» Артем нарисовал себя сидящим, из глаз его капали слезы. Мальчик прокомментировал свой рисунок так: он смотрел по телевизору рассказ (сказку) о девочке, и ему было грустно. Влада передала свою радость, изобразив цветы, и закрасила фон в яркие, сочные краски. На рисунках с изображением радости дети использовали теплые тона, а грусти и печали – холодные.