Елена Малыгина
Конспект родительского собрания в форме круглого стола «Развитие речевой активности у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в форме круглого стола «Шаг за шагом»
Тема: «Развитие речевой активности у дошкольников»».
Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Конспект родительского собрания в форме круглого стола „Развитие речевой активности у дошкольников“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;
• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;
• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;
• активизация речевого общения в семье.
Оборудование: ИКТ презентация по теме «Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей», мяч, набор мелких игрушек для обыгрывания (2 набора, игрушки для составления описательных рассказов.
Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях.
Ход мероприятия:
Логопед: Добрый день, уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.
Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности.
И поэтому, одной из основных задач по развитию речи является развитие связной речи у детей. Что такое связная речь?
Связная речь – это развернутое, последовательное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.
Связная речь имеет две формы :
диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) монологическую (речь одного человека).
Каждая из них имеет свои особенности.
Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.
Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Например:
Совершенствуя диалогическую форму речи, вам, родители необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания.
Воспитатель: Как известно речь бывает диалогическая (разговор между двумя или несколькими людьми) монологическая (речь одного человека).
Монологическая речь - это очень сложная форма речи для детей дошкольного возраста и ребенок начиная 4-5 лет только учится рассказывать. И в детском саду на занятиях дети учатся составлять рассказы сначала об игрушках. Почему игрушки? Потому что они красочные, яркие, простые в строении и всегда привлекают внимание детей, если они еще и новые. Этот рассказ состоит из 3-4 полных предложений. Построить логический рассказ поможет опора на мнемотаблицу. (обратить внимание на таблицу). Что такое мнемотаблица? Это схематческое изображение. То есть – это схема, рисунок, таблица, которая молчит и в то же время в ней заложена определенная информация. И если ребенок поймет это схематическое изображение процесс усвоения у и запоминания у него происходит легко. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образная память. Применяя графическую аналогию мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, что очень важно для дальнейшего обучения в школе.
Чтобы вы могли успешно и дома закреплять навыки связной речи я предлагаю вам попробовать составит описательный рассказ о любой игрушке.
Предложить родителям описать игрушки (с использованием мнемотаблицы.)
Мнемотехника - это схема, в которую заложена определённая информация; система методов и приёмов, которая обеспечивает эффективное запоминание, воспроизведения и сохранение информации.
К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Мнемотаблицы широко используются при составлении рассказов на определенные темы, при пересказываниии сказок, заучивании стихотворений. Эти схемы легко можно найти в интернете.
В настоящее время в дошкольной педагогике педагогами- практиками разработаны готовые схемы и мнемотаблицы. (показ слайдов)
Это: сенсорно-графические схемы Воробьевой В. К.,
предметно-схематические модели Ткаченко Т. А,
схемы составления рассказов Ефименковой Л. Н.
Воспитатель: -Сейчас я предлагаю вам посмотреть как ребёнок рассказывает стихотворение Сурикова «Зима» с опорой на мнемотаблицу. (Рассказывание стих. Ребёнком)
Логопед: И еще дети с 4 лет учатся рассказыванию по картине с простым сюжетом (описывают событие на ней, кто изображен, их действия, придумывают свои названия).
Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.
Уважаемые родители, как можно помочь пополнить словарный запас наших детей? Как вы думаете? Я предлагаю вам рассказать о вашем личном опыте, о том, как Вы помогаете своим детям в развитии речи.
Родитель : Для развития связной речи моего ребёнка, я стараюсь постоянно стимулировать его речевую активность, развиваю речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Спрашиваю впечатления об увиденном, о прочитанной книге, задаю вопросы, чтобы мой ребёнок излагал свои впечатления.
Для этого я использую все, что окружает, что ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Спрашиваю не только о предметах вокруг, но и прошу назвать части, детали. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. "
Родитель. Когда мы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, я задаю ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" И тем побуждаю называть самые разные признаки предметов, и таким образом помогаю развитию связной речи.
Логопед: Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учите наблюдать, сравнивать предметы и явления.
В педагогике существует специальная техника для ознакомления детей с предметом и пополнения словарного запаса речи ребенка. Это техника Синквейн.
Логопед: Дорогие родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятельности детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазию. Т. к. в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.
Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома, играя, вы будите развивать речевые способности у ваших детей.
Игра "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.
Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас - это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.
Например, исходное слово «игрушки». Я задаю вопрос:
Логопед: игрушки, бывают какими?
Родитель : яркими, пластмассовыми, разноцветными.
Логопед: Что еще бывает разноцветным?
Родитель : Радуга, калейдоскоп, телевизор.
Логопед: Каким еще может быть телевизор?
Родитель : черно- белым, новым, прямоугольным.
Логопед: Что еще может быть прямоугольным?
Родитель : дверь, стол, подушка. и т. д.
Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами. Для этой игры вам понадобится мяч.
Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.
Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, - говорить наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.
ДРУГ … ВРАГ
ДЕНЬ … НОЧЬ
РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)
ЖАРА … ХОЛОД
ЗЛО … ДОБРО
ПРАВДА … ЛОЖЬ
ХОРОШО … ПЛОХО
ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО
ВЫСОКО … НИЗКО
МОЖНО … НЕЛЬЗЯ
ТРУДНО … ЛЕГКО
БЫСТРО … МЕДЛЕННО
ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ
ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ
ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ
БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ
Игра «Угощаю».
Сейчас разделитесь на пары: мама и ребенок.
Вы можете предложить ребенку: "Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга". Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.
Первая пара вспоминает сладкие слова, вторая -горькие, третья - кислые.
Логопед: Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы и дома, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребё нок расскажет получившуюся сказку своим родным: сестрёнке, бабушке, папе, своей любимой игрушке. Это уже первые шаги в овладении монологической речью.
Для придумывания новых сказок дома вместе подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка - елочка - корзинка - зайчик, - домик.). Спросите у детей, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Как другой вариант - можно попробовать составить сюжетный логический рассказ, если каждый играющий будет добавлять по предложению. Интересно, что у вас получилось?
Перед вами набор маленьких игрушек для обыгрывания. Разделитесь на 2 группы и создайте свой сюжет и расскажите нам свою придуманную сказку. Но каждый участник должен сказать свое предложение, чтобы сказка была последовательная, логическая. Предложить родителям придумать сказку
Также очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Только почаще спрашивайте их об этом.
Вопросы родителей.
Вывод: Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей, т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших руках. Желаю вам удачи!