Вера Ивановна Ашихманова
Формирование речевой активности дошкольника в процессе восприятия искусства на занятиях изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст- это период активного освоения речи : фонетической, лексической, грамматической. Способность выражать свои мысли является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше ребенок начнет обучение, тем свободнее он будет пользоваться им в дальнейшем.
В современном мире наблюдается процесс оскуднения русского языка. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых. Я считаю, что правильно организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности.
Темочки:
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Педагогам и родителям необходимо больше времени уделять общению с детьми, а в воспитательном процессе использовать художественное слово. Формирование речи ребенка связано с восприятием внешних предметов. Переход образа предмета в понятие может совершаться только посредством слова, но само слово никогда не создает понятие без образа. Чем совершеннее наше восприятие, тем глубже, разностороннее наше понимание предметов, тем богаче обусловленное им слово. Сенсорное развитие и развитие речи происходят в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств. Умело подобранный мир детской обстановки — игрушки, занятия, картины и многое другое — составляет богатый материал для развития языка ребенка, опирающегося на чувственные восприятия. Взаимосвязь разнообразных видов деятельности ребенка требует от методики обучения поддержания и углубления этих связей. Искусство показывает мир во всем его многообразии, обогащая малыша новыми представлениями, учит связывать факты, делать несложные умозаключения. В игре, рисовании и рассказывании ребенок учится ставить перед собой цели, определять свои желания, предвидеть результаты.
Большое влияние на развитие словестного творчества детей оказывает фольклор. Это и ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание и пересказ сказок, разучивание стихов, потешек. Народное творчество это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитывало любовь к родному языку.
Знакомство с народным творчеством начинается с колыбельных песен. Их роль трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок играет в «ладушки», притопывает, двигаясь в такт. Это не только радует его, но и организует его поведение. Попевки, поговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышал маленький ребенок.
Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
Для детей старшего дошкольного возраста считаю лучшим рассматривание картин. Возможно использование музыки. Словесные игры и упражнения способствуют активизации словаря. Перед рассматривание картины можно провести упражнение. Например: «Подбери слова, отвечающие на вопрос «КАКОЙ?» Чтобы дошкольники смогли понять состояние изображенных на картине людей, им необходимо научиться понимать язык жестов, мимики, движений. Для развития у детей умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, можно предложить произнести словосочетания (красивый луг, яркие краски, веселые дети и т. д.) грустно, тихо, радостно, громко, печально, задумчиво. Дети сами анализируют, кто сказал выразительнее, какое было передано настроение. Также можно предложить передать с помощью мимики и жестов состояние, которое испытывает человек, глядя на картину (удивляется, радуется, грустит).
На занятиях по изобразительному искусству широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения и слова, обозначающие нравственные качества людей (трудолюбивый, отважный, добрый, мужественный, ответственный, заботливый и т. д.).
Также используются специфические термины (яркие, сочные, размытые, прозрачные, насыщенные цвета, слова, связанные с композиционным построением картины (план картины, построение в круг, в треугольник, линия, движение). Все это можно попробовать на листе бумаги, используя краски или гуашь. С помощью ознакомления с живописью развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников : умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать, объяснять.
Также развивается внутренняя речь, которая помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, вынести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства.
Данный способ повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Например, сравнивая между собой такие картины как “Дети” А. А. Пластова, “Дождевой зонтик” М. К. Башкирцевой и “Рыбаки Приморья” О. П. Филатчева, воспитанники смогут выделить одну общую деталь (на всех картинах изображен человек, значит это портрет). Можно прикрывая листом бумаги часть картины, вести сравнительную характеристику. Этот прием очень активизирует речь детей.
При помощи литературных и песенных образов можно оживить детские эмоции. Так и изображение на картине заставляет работать эмоциональную память детей, способствует оживлению ранее пережитых эмоций.
Можно предложить ребенку поставить себя на место героя, изображенного на картине. Так при рассмотрении картины В. М. Васнецова «Аленушка», возможно воспитанники представят себе, как шумит лес, река, может кваканье лягушки.
Показывая детям предметы декоративного искусства можно предложить перечислить цвета, применяемые в художественной росписи. Таким примером может стать Хохломская, Городецкая роспись. Можно задать вопрос: «Что изображено на предмете?». Если предложить воспитанникам самостоятельно выполнить узоры, они с удовольствием согласятся.
Параллельно вводится терминология: основные цвета, сближенные, контрастные, ритм, фон, орнамент и другие.
При изображении сюжета ребенок может рассказать, что было до момента, происходящего на картине или о том что, где и как он хочет изобразить. Перед выполнением рисунка можно попросить, особенно отвлекаемых детей, проговорить правила работы с красками и последовательность выполнения рисунка. Этот прием используются для тренировки объяснительной речи. Во время выполнения работы воспитанникам задаются вопросы : “А что ты будешь делать сейчас? А потом?”. По окончании работы детям предлагается составить рассказ по своему изображению : либо описательный, либо придумать историю по картине. Одним из вариантов окончания занятия могут быть оценочные, положительные высказывания детей в адрес своей работы и работ других.
Для привлечения родителей к совместной деятельности можно провести конкурсы рисунков, поделок по мотивам сказок. Совместно с родителями оформить выставку.
На прогулке, наблюдая за сезонными изменениями можно использовать элементы устного народного творчества (загадки, поговорки, пословицы).
Из вышесказанного можно сделать вывод: систематизированный комплекс разных жанров произведений искусства имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствующее обогащению словаря, развитию речевой активности детей дошкольного возраста.