ирина овчинникова
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников на примере творчества К. Д. Ушинского
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА К. Д. УШИНСКОГО)
Овчинникова Ирина Николаевна, воспитатель,
Деева Ольга Владимировна, воспитатель
БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 37»
г. Омск
E-mail :ovchinnikova1310@mail.ru
«Сказки – это первые и блестящие попытки
русской народной педагогики, и я не думаю,
чтобы кто – нибудь был в состоянии состязаться
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ушинский К.Д.
- Темочки
в этом случае с педагогическим гением народа.»
К. Д. Ушинский
Мир вокруг нас постоянно изменяется. В жизнь наших детей основательно вошли компьютерные игры, современное искусство, напряжённая социальная обстановка. Всё это заряжено негативом и агрессией. Наблюдается недостаток живого общения, неумение слушать и отсутствие желания знакомиться с художественными произведениями. Всё многообразие мира дети воспринимают не так, как взрослые, их мысли связаны с предметами и конкретными образами. В связи с этим, перед нами встала необходимость способствовать познавательно – речевому развитию детей, ознакомлению с художественными произведениями различных жанров.
Стараясь пробудить интерес детей к познанию окружающего мира через художественные произведения, мы решили познакомить детей с творчеством К. Д. Ушинского. Сказки и рассказы этого замечательного русского педагога и писателя посвящены тому, что близко детям, родной природе и её жителям, людям и их делам, тайнам огромного мира, который окружает всех нас. Именно сказки помогают детям ориентироваться в этом огромном мире. Сказка для ребёнка выступает средством осмысления жизненных ситуаций, норм морали и является духовной пищей для детей. Сказку можно назвать добрым «доктором» детской души, она пробуждает в детях радостные чувства и добрые эмоции. Слушая сказку, ребёнок становится её активным участником, а именно тем, кто борется за справедливость, спасает попавших в беду.
Творчество К. Д. Ушинского трудно переоценить, его сказки имеют большое воспитательное значение. Он создавал короткие, но очень умные и добрые сказки. В основе сказок лежит идея народности. Писатель восторгался сказками русского народа и считал, что сказки являются одной из форм обучения и воспитания детей, в них таится огромная воспитательная и образовательная сила. В дружественной, эмоциональной, познавательной форме Ушинский учит детей быть щедрыми, добрыми, трудолюбивыми, честными, учит любить своё отечество и людей, которые живут рядом. Его произведения привлекают детей своей простотой и доступностью.
Приступая к работе над знакомством дошкольников с творчеством К. Д. Ушинского, мы подобрали необходимую методическую и художественную литературу. Определили цель нашей работы: познакомить детей с произведениями К. Д. Ушинского, побудить у детей интерес к художественным произведениям, желание слушать и рассказывать сказки.
Мы работаем по программе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости». Н. М. Крылова так определяет одну из задач развития и воспитания дошкольников : «Содействовать обогащению развития представлений воспитанника об окружающем мире на основе понимания им монологической речи взрослого, разных видов устных текстов, дополненных наглядностью… содействие совершенствованию монологической связной речи…» [1, с. 211].
Руководствуясь этим, мы поставили перед собой следующие задачи:
• Способствовать формированию связной речи дошкольников.
• Формировать познавательный интерес к окружающему миру через знакомство с произведениями К. Д. Ушинского.
Художественные произведения Ушинского для детей обращены к их внутреннему миру, чувствам, переживаниям, отношениям. Поэтому недостаточно только прочитать детям текст и спросить – понравилось им или нет. Необходимо поговорить о том, что оказалось в этом произведении интересным, грустным или смешным, кто был из героев добр, щедр, ласков, т. е. надо проанализировать текст на доступном для детей уровне.
В своей работе мы определили несколько этапов работы над каждым произведением К. Д. Ушинского :
- Выразительное чтение текста (при повторном чтении можно использовать разные виды театра).
- Пояснение незнакомых слов.
- Работа над содержанием произведения (по вопросам, которые помогают выделить главную идею произведения, охарактеризовать героя, вспомнить нужный эпизод; у отвечающего - мячик, который передаётся следующему).
- Упражнения (например : «Новое название», «Украсим слово», «Доскажи словечко», «Пофантазируем», «Придумай новый конец сказки»).
- Работа с иллюстрациями к произведению (учим дошкольников запоминать внешность героев, окружающие его предметы, время года).
- Работа с пословицами, поговорками, скороговорками (текст тесно перекликается с народным фольклором, объясняем пословицу, вспоминаем похожие).
- Решение проблемной ситуации (создание похожей ситуации, поиск решения).
- Творческая деятельность (оригами, аппликация из жатой бумаги, обрывная аппликация, лепка из солёного теста, рисование героев сказки, рисование эмоций, конструирование из природного материала, пробуем штрихами и пятнами изобразить настроение и характеры героев, драматизация).
- Домашнее задание ( поисковая работа с родителями: подобрать картинки, придумать загадку, похожую ситуацию, нарисовать героев, рассказать о них).
В процессе работы мы стали наблюдать, что дети с большим удовольствием стали ждать наших «посиделок» в назначенное время, чтобы послушать ещё одну сказку Ушинского, им стало интересно пересказывать его сказки и драматизировать их. В рисунках детей присутствовали практически только яркие, радужные краски, картинка получалась доброй и радостной, а не злой и отталкивающей. К концу года мы с ребятами, при содействии родителей, оформили выставку детских работ, смастерили самодельную книжку с рассказами и сказками К. Д. Ушинского, для которой иллюстрации нарисовали наши детки, для родителей мы подготовили консультацию «Книги и дети».
Проведённая нами работа содействует разностороннему развитию ребёнка – дошкольника как индивидуальности в процессе творческого знакомства с художественными произведениями К. Д. Ушинского.
К. Д Ушинский писал : «Обучение может доставлять ребенку всевозможные знания, развивать психические способности, изощрять и восприятие, и память, и мышление, но не культивировать в нем нравственных чувств, не учить его соотносить личные интересы с интересами других, окружающих его людей, не приучать его оценивать свои поступки с точки зрения их общественной пользы. А между тем именно это и является задачей «гораздо более важной, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [3, с. 74].
Список литературы:
1. Крылова Н. М., Детский сад– Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. – Пермь: «Книжный мир», 2005.
2. Ушинский К. Д. /Избранные труды. Учебное пособие; ВУЗ; В 4кн. - М. «Дрофа», 2005
3. Чикин С. А. К. Д. Ушинский о физическом и всестороннем воспитании детей/С. В. Чикин//Вопросы охраны материнства и детства. -1989.-№7.