Екатерина Хайлова
Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» — наклонившееся дерево.
Публикация «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности детей» размещена в разделах
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:
для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 клетках;
для дошкольников старшего возраста — таблицы на 9-12 клетках;
для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.
Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением лягушки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Мнемотаблицы :
-являются дидактическим материалом по развитию речи;
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.
С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми необходимо разработать и составить мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитать детям стихотворение, и провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др. Существуют правила работы с мнемотаблицами :
1. не использовать больше 2-х схем в день;
2. число квадратов в схеме не должно превышать девяти;
3. таблицы должны быть цветными, но главное понятными детям;
4. занятия строятся по принципу от простого к сложному, от мнемоквадратов до цепочек, и позже – к таблицам.
Применяются мнемотаблицы для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов и при пересказах художественной литературы.
Работа с мнемотаблицами строится в три этапа:
1. рассматривание таблицы и разбор изображений;
2. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование);
3. пересказ или рассказ текста с опорой на таблицу.
Средства мнемотехники можно использовать в играх и игровых упражнениях, что позволяет осуществлять работу более эффективно и гармонично.
Так как дети принимают «условность» легко, данная технология многофункциональна и обладает вариативностью. Для преодоления различных лексико – грамматических трудностей можно применять следующие дидактические игры : «Один – много», «Назови ласково», «Угадай – ка!», «Назови одним словом», «Маленький, большой, огромный»,
«Хлопни!», «Кулинар» и др.
Для развития логического мышления, памяти и внимания используются игры: «Собери картинку», «Найди пару», «Что забыл нарисовать художник?», «Что лишнее?» и др.
Таким образом, использование средств мнемотехники в овладении детьми связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоряет и облегчает процесс овладения связной речью в целом.