Екатерина Ушакова
Развитие навыков осознанного чтения глухими детьми в классе ЗПР на начальном этапе обучения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие навыков осознанного чтения глухими детьми в классе ЗПР на начальном этапе обучения
Произошедшие за последние годы изменения в отечественной системе специального образования, связанные с ее модернизацией, привели к расширению форм обучения детей с отклонениями в развитии.
Благодаря современным методам исследования и диагностики у части детей с нарушенным развитием кроме основного дефекта удается установить наличие дополнительных нарушений, усложняющих развитие, обучение и воспитание ребенка.
Публикация «Развитие навыков осознанного чтения глухими детьми в классе ЗПР на начальном этапе обучения» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Литературное чтение
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
С каждым годом растет число детей со сложными нарушениями, к которым можно отнести нарушение слуха в сочетании с задержкой психического развития.
Обучать их по традиционной системе обучения и воспитания глухих детей не всегда возможно. Необходимы новые методы и приемы организации образовательного процесса данной категории детей.
Глухие учащиеся с задержкой психического развития наряду с другими учебными трудностями, испытывают затруднения при освоении навыка чтения :
• с трудом овладевают техникой чтения,
• плохо понимают смысл прочитанного,
• во время чтения допускают большое количество разнообразных ошибок.
Слабая техника чтения, сочетающаяся со сниженным запасом представлений об окружающем мире, бедностью словаря и ограниченностью развития, приводит к недостаточному пониманию лексического значения отдельных слов и текста в целом.
Исследования многих специалистов показывают, что школьники, у которых возникли проблемы в овладении навыками чтения еще в начальных классах, в большинстве своем несут это бремя по всему образовательному маршруту.
На ступени начальной школы чтение объединяет в себе цель и средство обучения, воспитания и развития уч-ся.
Уроки чтения имеют и коррекционную направленность, так как процесс обучения строится в соответствии с принципами коммуникативной системы.
На занятиях максимально стимулируется овладение детьми словесной речью, всеми ее сторонами – произносительной, лексической, грамматической.
Путь становления полноценного навыка чтения у глухих детей более длителен и своеобразен. Он тесно связан с проблемой речевого и общего развития этих детей. Овладение языком необходимо для формирования логического мышления, получения и фиксации знаний, усвоение морально-этических понятий, для социальной адаптации.
Владение языком – необходимое условие для эффективной читательской деятельности.
Для формирования техники чтения и понимания читаемого важное значение имеет специально проводимая работа над произношением, развитие устной и письменной речи, ее словарным составом и грамматическим строем.
Стойкими ошибками в правильности чтения являются :
• искажение звукового образа слов, так как искажаются звуки в середине, опускаются в конце слова;
• неправильная постановка ударения в знакомых словах;
• несоблюдение орфоэпических правил («того», «его», «зуб», «снег», «овраг» и т. д.
Хотя у глухих уч-ся темп чтения более замедленный, чем у слышащих, в практике чтения зрительное восприятие и произнесение текста часто опережают во времени осмысление прочитанного.
Сознательность и правильность чтения являются необходимой базой для формирования и развития навыка чтения, что способствует лучшему пониманию читаемых текстов.
Психолого-педагогические исследования выявили затруднения уч-ся в понимании сюжетно-событийного содержания текстов. На пути понимания фактического содержания встают прежде всего словарные трудности. Незнакомыми оказываются слова в прямом значении, обозначающие предметы («букет», «амбар», «скворечник» и др., слова, обозначающие признак предмета («ленивый», «жадный», «прилежный» и др., слова в новой грамматической форме («грядка – грядками»).
Усвоенные в одном значении слова не дифференцируются в новых контекстных связях.
Имеются затруднения в понимании мыслей, заключенных в словосочетании и предложении, так как глухие уч-ся не выделяют в них смысловые и грамматические единства («летняя погода», «река вскрылась», «лед громоздиться», «дремучий лес»).
Непонимание приводит к неточному восприятию отдельных описываемых фактов и явлений, к непониманию содержания текста в целом.
Степень доступности и близости содержания текста жизненному опыту и знаниям уч-ся также влияют на восприятие смысла.
На понимании читаемого оказывает влияние форма и жанровые особенности текстов. Для восприятия глухих детей гораздо труднее оказывается стихотворная форма.
трудны басни, произведения устного народного творчества (пословицы, загадки, волшебные сказки и т. д.).
Сочетание глухоты с ЗПР приводит к большим трудностям в обучении и воспитании. У детей отмечается кратковременная словесная память, они плохо устанавливают причинно-следственные связи, не уверены в правильности своих действий. Их характеризует общая заторможенность, или наоборот, расторможенность, импульсивность, неравномерная работоспособность, быстрая утомляемость, повышенная нервозность. Глухие дети с ЗПР испытывают еще большие трудности в анализе и сравнении воспринимаемых предметов. Им трудно отделить существенные, значимые признаки от случайных.
Они с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, поступками людей. Не умеют выявлять скрытые причины каких-либо явлений, событий, нередко смешивают причину с действием, с целью, с сопутствующими или предшествующими явлениями, событиями.
Отмеченные особенности глухих в овладении отдельными качествами чтения требуют специальной организации учебно-воспитательного процесса на уроке чтения.
Наибольшего внимания заслуживает формирование сознательного чтения.
На уроках чтения отрабатывается техническая сторона процесса чтения, его выразительность.
Повышению эффективности обучения чтению способствует целенаправленный подбор текстов, обеспечивающий общее и речевое развитие и одновременно вызывающих у детей интерес к этому виду речевой деятельности.
В обучении чтению включаются такие направления работы:
• соотнесение прочитанного с действительностью, с предметами, с иллюстрацией;
• чтение и выполнение инструкций, поручений, заданий;
• обучение адекватной реакции на прочитанное с выражением радости, огорчения, сопереживания,
• ориентировка в книге (нахождение текста на указанной странице, выделения названия произведения, автора).
Примерный ход работы над произведением предполагает:
• самостоятельное чтение учащимися нового текста;
• передачу содержания прочитанного в виде зарисовок, ответов на вопросы;
• разбор содержания прочитанного (путем сопоставления иллюстраций, рисунков с текстами).
Можно использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Все упражнения можно разделить на группы:
• для развития сознательного чтения;
• для формирования правильности чтения;
I. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ
Первая группа — логические упражнения.
1. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
шарф, варежки, пальто, кофта;
картофель, свёкла, лук, капуста;
лошадь, корова, свинья, овца;
туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
липа, берёза, ель, сосна;
курица, гусь, утка, индейка;
зелёный, синий, красный, жёлтый.
2. Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, жёлтый;
минута, время, час, секунда;
дорога, шоссе, тропинка, путь;
молоко, сметана, простокваша, мясо;
Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;
ель, сосна, кедр, осина;
лук, огурец, морковь, яблоко;
гриб, ландыш, ромашка, василёк.
3. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый (второй, последний) слог.
Колос, рота, ваза;
кора, лото, боксёр;
молоко, нерест, тарелка.
4. Раздели слова на группы.
Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;
мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.
5. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;
насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
Вторая группа — игры по составлению слов.
1. Найди слово в слове.
Гроза, газета, кустарник, поднос, шутка, ярмарка, часовщик
2. Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.
3. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)
Третья группа — работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами
1. Составь текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока
2. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе. Школа, класс, парты, дежурный, тетрадь, пенал, урок.
На реке. Утро, облака, ветерок, вода, лодка, рыбалка, мальчики, удочки.
3. Закончи рассказ.
Забота о птицах. Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу.
Дежурные. Дима и Коля дежурные. Они школу рано. Коля полил цветы на окне…
Четвертая группа — работа с текстом (учебник)
1. Прочитай текст, самостоятельно ответь на вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.)
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.
5. Работа над заголовком.
- Выбери заголовок из предложенных.
- Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
- Озаглавь части.
- Выборочное чтение.
- Пересказ по вопросам и без них
- Составление плана текста.
II. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ
Первая группа — упражнения, направленные на развитие внимания, памяти
1. Назови картинки — 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех, закрыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т. д.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку — поднять и опустить).
Например: бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.
4. Выбери слова на данную букву (чтение четверостишия, предложений, текста).
5. Придумай на данную букву названия продуктов, из которых можно приготовить обед.
6. Встаньте те, у кого в имени, фамилии есть данная буква.
Вторая группа — упражнения со словами.
1. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка, марш — шрам, масло — смола, мошкара — ромашка.
2. «Сквозная буква», «Лесенка» :
___ -з- ч___
___ -з- ч___
___ -з- ч___
___ -з- ч___
3. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
4. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
III. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ
Первая группа — упражнения для расширения поля зрения
1. Работа по созерцанию зеленой точки.
На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали и вертикали.
13 33 9 4 26
3 22 19 2 30
28 31 12 24 6
7 10 21 27 14
35 18 1 16 8
23 5 29 32 11
3. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.
Трафарет накладывается на карточку, буква «А» в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
4. «Угадай-ка».
Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
5. «Бегущая строка».