Нина Михайловна Хохлова
Урок чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина «Старый гриб»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : природа не только средство питания, но и средство общения.
Цель урока : развивать эмоциональное восприятие содержания текста, учить видеть художественные особенности произведения, добиваться осмысленности и точности выводов.
Ход урока:
А. Проверка домашнего задания.
1) На доске текст:
«Я верю, что любовь к природе, к животным и забота о них развивает лучшие черты характера человека»
Посмотрите на доску, прочтите записанные текст. Подумайте, права ли я, отнеся эти слова к Ивану Васильевичу, герою рассказа Г. Скребицкого «Лебеди»(смог исправить свою ошибку)
Публикация «Урок чтения в 4 классе по произведению М, М, Пришвина „Старый гриб“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Пришвин М. М.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) Какие строки из этого рассказа вы захотели выучить?
Почему вы выучили именно эти строки?
Ответы учеников: здесь о птицах, но присутствует человек. Благодвря его разуму, его душе – встреча птиц состоялсь.
Это гимн человеческому разуму, его милосердию, состраданию, где жестокость побеждена и торжествует любовь.
Б. Изучение нового материала.
1) Посмотрите на доску и прочитайте слудующий отрывок:
«Сказочник идёт по земле, и мы идём вместе с ним и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем обще дое природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту
2) Припомните, пожалуйста, к кому из писателей относятся эти слова.
(Вера Николаевна Пришвина о Михаиле Михайловиче Пришвине)
Сегодня мы снова отправляеся в путь вместе с М. М. пришвиным (стр. 132 «Старый гриб»)
а) Чтение учителем вслух.
б) Какие мысли возникли при чтении?
3) Чтобы открыть тайны рассказа, его надо перечитать.
4) Что удивительного увидел твой «зоркий глаз» во время путешествия по лесу? (говорят, зачитывают)
5) Как Пришвин передал свою близость к природе и её понимание?
а) лёг на живот, а не срезал сыроежку
б) вышел тихо, что даже птички не испугались?
6. Что его роднило с природой?
(губы грибы- губы автора, товарищи, одно желание)
7. Как другой человек поступил бы на его месте? (шмякнуть, уничтожить, грубо ударить)
8. Какие мысли вызвало у писателя такое отношение к природе?
Учитель: Да только ли неумно это? Это и жестоко чрезвычайно. Ведь не только о синичках и о старой сыроежке пишет свой рассказ Пришвин – но и о людях, старых, но давших жизнь другим, которые кормили и поили других- можно ли их «шмякнуть», как старую сыроежку.
Так ли уж бесполена старая сыроежка?
В. Обобщение.
На доске:
Иван Васильевич Федотов
Михаил Михайлович Пришвин
Что объединяет этих людей?
Ответы детей:
- доброта
- желание не навредить природе
-понимание её
-умение видеть то, что не видят другие
Г) Работа в парах.
Обозначь отрывок, тронувший твою душу. Перечитай его соседу.
Д) Учитель: тема нашего урока (дети читают вслух)
Как вы понимаете эту фразу?
Природа – наш. Он может быть приветливым, ждущим, любящим. Всё зависит только от нас: как мы, люди, поведем себя в этом. Станем друзьями, товарищами, как у Пришвина, или разрушителями.
Е) Домашнее задание: перечитать стр. 130-136, ответить на вопросы.