Ирина Юрьевна Молокова
Урок чтения в первом классе «Звук и буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок чтения в 1 классе.
Тема. Звук и буква «З». Слоги и слова с ней. Тип урока. Изучение нового материала.
Задачи
Образовательные:
• познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;
• научить составлять и читать слова с новой буквой.
Коррекционно-развивающие:
• корригировать и развивать фонематический слух учащихся;
• развивать артикуляционный аппарат учащихся;
• развивать смысловую догадку на материале загадок типа «доскажи словечко».
Воспитательные:
Публикация «Урок чтения в первом классе „Звук и буква З“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• воспитывать интерес к предмету.
Оборудование
Буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
Создание благоприятного психологического настроя обучающихся на работу
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, тетрадки
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
II. Изучение нового материала
1) Артикуляционная гимнастика. а) разминка: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям
б) Сладкое варенье.
в) Упражнения для развития четкости произношения:
Произносить слоги в которых согласные длятся долго, а гласные - коротко, при резком опускании нижней челюсти:
-ма -на -ла -ра -за -жа
-мо -но -ло -ро -зо -жо
-му -ну -лу -ру -зу -жу
-мэ -нэ -лэ -рэ -зэ -жэ
-мы -ны -лы -ры -зы –жы
Произносить слоги со звуком "Й", где гласный звучит кратко, а звук "Й" долго:
аЙ, яЙ, оЙ, ёЙ, уЙ, юЙ, эЙ, еЙ.
Произносить слоги в которых ударение на второй слог:
-маМА -наНА -лаЛА
-маМО -наНО -лаЛО
-маМУ -наНУ -лаЛУ
2. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала
а) сообщение темы урока Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым звуком [з] и буквой «з»
б) Выделение нового звука из слов. Анализ звука.
= Игра «Доскажи словечко»
Много бед таят леса, Просыпаюсь утром рано Волк, медведь там и лиса! Вместе с солнышком румяным, Наш зверек живет в тревоге, Заправляю сам кроватку, От беды уносит ноги! Быстро делаю… (зарядку) Ну-ка быстро отгадай-ка, Как зверек зовется?. (зайка)
- Сравните слова отгадки. Что их объединяет? (они начинаются на звук [з])
= Прослушать стихотворение А. Барто.
Какой звук часто в нем слышится?
Проговорить стихотворение, отхлопывая каждый слог.
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
= Демонстрация иллюстрации. (Замок)
• Какой первый звук в слове «замок»?
• Какое место в слове он занимает?
• Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком [З]
= АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [З] символ звука : муха бьется в стекло: ЗЗЗЗЗЗЗ
— губки в улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
— холодный воздух идет по центру язычка;
— горлышко «работает».
• Произнесем звук [з] хором, по одному.
• Звук [з] обозначается буквой З. Рассмотрим букву З.
= Знакомство с буквой «З»
Демонстрация картинки
К нам однажды на козе Вымя вымыла водой.
Прискакала буква "Зэ". У козы большой удой.
Буква "Зэ" козу кормила, Баночка готова
Буква "Зэ" козу поила, Молока парного.
= Демонстрация картинок – забор, замок, заяц, звезда, звонок, зебра, земляника, зеркальце, змея, зонт, зубы, замок, зима, завод (Выборочно)
Фронтальная работа. Называние предмета, выделение звука [З] в слове, характеристика звука.
= Определи место звука [З] в словах :
Зефир, заяц, музыка, таз, водолаз, коза, вокзал
Физминутка
На зарядку солнышко Опускаем руки мы На "четыре" и на "пять"
Поднимает нас. По команде "два" Станем дружно мы скакать
Поднимаем руки мы Соберем в корзинки мы Ну, а по команде "шесть"
По команде "раз" Ягоды, грибы Всем за парты тихо сесть!
А под нами весело Дружно наклоняемся
шелестит трава По команде "три"
- Работа в тетрадях.
= Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З]» :
з, м, б, в, з. ; за, ба, га, зы. ; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.
III. Закрепление материала
а) моделирование буквы – выкладывание буквы из счетных палочек.
б) Работа с Букварем
Разбор слова «ЗАМОК», Выделение и характеристика звука [З].
• Кружком какого цвета обозначен звук [З]? Почему?
б) Работа с кассой букв.
Нахождение в кассе букв буквы З, выкладывание буквы. Работа проводится индивидуально и фронтально.
г) Подготовка к чтению слогов. Речевая разминка (чистоговорки).
За-за-за — вот идет коза.
Зу-зу-зу — не боюсь козу.
Зы-зы-зы — нет козы.
Зя-зя-зя — мы видели язя. Зи-зи-зи — резину привези.
д) Чтение слогов по Букварю. Составление и чтение слогов по кассе букв.
З-з-з-з за зо зу зы
е) работа с предметными картинками «комары» «замок» «Захар» «роза»
ж) звукобуквенный анализ слов «замок», «Захар», «роза»
и) чтение текста и рассказа «Роза» учителем
За-хар за-мок ро-за за-мок за-пах ро-за за-но-за
Роза. Ли-за у ро-зы. У ро-зы хо-рош за-пах. У ро-зы ши-пы. У Ли-зы ра-на. У Ли-зы за-но-за.
- повторное чтение слов учениками (жужжащее чтение)
- повторное прочтение слов учениками (по указанию учителя) с отслеживанием текста
Физминутка
Упражнения для глаз
Чтоб глаза твои зорче были, Вправо, влево побыстрей.
Чтоб в очках тебе не ходить, Удивимся – что такое?
Эти легкие движенья И закроем их скорей.
Предлагаю повторить. А теперь по кругу быстро,
Вдаль посмотрим и под ноги, Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров!
4. Подведение итогов урока
• Какой звук мы изучали на уроке?
• Придумайте слова с этим звуком.
• Какой это звук?
• Почему?
• Кружком какого цвета мы будем его обозначать?
• Найдите в кассе букв и покажите букву, которой обозначают звук [З].