МААМ-картинки

Урок чтения в первом классе «Звук и буква З»

Ирина Юрьевна Молокова
Урок чтения в первом классе «Звук и буква З»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок чтения в 1 классе.

Тема. Звук и буква «З». Слоги и слова с ней. Тип урока. Изучение нового материала.

Задачи

Образовательные:

• познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;

• научить составлять и читать слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

• корригировать и развивать фонематический слух учащихся;

• развивать артикуляционный аппарат учащихся;

• развивать смысловую догадку на материале загадок типа «доскажи словечко».

Воспитательные:

Публикация «Урок чтения в первом классе „Звук и буква З“» размещена в разделах

• воспитывать интерес к предмету.

Оборудование

Буквари, иллюстрации, кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Создание благоприятного психологического настроя обучающихся на работу

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот книжки на столе, тетрадки

Не хочется играть сегодня в прятки.

И недосуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный!

II. Изучение нового материала

1) Артикуляционная гимнастика. а) разминка: вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям

б) Сладкое варенье.

в) Упражнения для развития четкости произношения:

Произносить слоги в которых согласные длятся долго, а гласные - коротко, при резком опускании нижней челюсти:

-ма -на -ла -ра -за -жа

-мо -но -ло -ро -зо -жо

-му -ну -лу -ру -зу -жу

-мэ -нэ -лэ -рэ -зэ -жэ

-мы -ны -лы -ры -зы –жы

Произносить слоги со звуком "Й", где гласный звучит кратко, а звук "Й" долго:

аЙ, яЙ, оЙ, ёЙ, уЙ, юЙ, эЙ, еЙ.

Произносить слоги в которых ударение на второй слог:

-маМА -наНА -лаЛА

-маМО -наНО -лаЛО

-маМУ -наНУ -лаЛУ

2. Подготовка обучающихся к усвоению нового материала

а) сообщение темы урока Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым звуком [з] и буквой «з»

б) Выделение нового звука из слов. Анализ звука.

= Игра «Доскажи словечко»

Много бед таят леса, Просыпаюсь утром рано Волк, медведь там и лиса! Вместе с солнышком румяным, Наш зверек живет в тревоге, Заправляю сам кроватку, От беды уносит ноги! Быстро делаю… (зарядку) Ну-ка быстро отгадай-ка, Как зверек зовется?. (зайка)

- Сравните слова отгадки. Что их объединяет? (они начинаются на звук [з])

= Прослушать стихотворение А. Барто.

Какой звук часто в нем слышится?

Проговорить стихотворение, отхлопывая каждый слог.

Буква З на В похожа.

Голова, животик тоже.

Только слева без черты

Букву З рисуешь ты.

= Демонстрация иллюстрации. (Замок)

• Какой первый звук в слове «замок»?

• Какое место в слове он занимает?

• Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком [З]

= АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [З] символ звука : муха бьется в стекло: ЗЗЗЗЗЗЗ

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка за нижними зубками, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;

— холодный воздух идет по центру язычка;

— горлышко «работает».

• Произнесем звук [з] хором, по одному.

Звук [з] обозначается буквой З. Рассмотрим букву З.

= Знакомство с буквой «З»

Демонстрация картинки

К нам однажды на козе Вымя вымыла водой.

Прискакала буква "Зэ". У козы большой удой.

Буква "Зэ" козу кормила, Баночка готова

Буква "Зэ" козу поила, Молока парного.

= Демонстрация картинок – забор, замок, заяц, звезда, звонок, зебра, земляника, зеркальце, змея, зонт, зубы, замок, зима, завод (Выборочно)

Фронтальная работа. Называние предмета, выделение звука [З] в слове, характеристика звука.

= Определи место звука [З] в словах :

Зефир, заяц, музыка, таз, водолаз, коза, вокзал

Физминутка

На зарядку солнышко Опускаем руки мы На "четыре" и на "пять"

Поднимает нас. По команде "два" Станем дружно мы скакать

Поднимаем руки мы Соберем в корзинки мы Ну, а по команде "шесть"

По команде "раз" Ягоды, грибы Всем за парты тихо сесть!

А под нами весело Дружно наклоняемся

шелестит трава По команде "три"

- Работа в тетрадях.

= Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З]» :

з, м, б, в, з. ; за, ба, га, зы. ; зонт, коза, мама, бабуля, коза, узоры, молоко.

III. Закрепление материала

а) моделирование буквы – выкладывание буквы из счетных палочек.

б) Работа с Букварем

Разбор слова «ЗАМОК», Выделение и характеристика звука [З].

• Кружком какого цвета обозначен звук [З]? Почему?

б) Работа с кассой букв.

Нахождение в кассе букв буквы З, выкладывание буквы. Работа проводится индивидуально и фронтально.

г) Подготовка к чтению слогов. Речевая разминка (чистоговорки).

За-за-за — вот идет коза.

Зу-зу-зу — не боюсь козу.

Зы-зы-зы — нет козы.

Зя-зя-зя — мы видели язя. Зи-зи-зи — резину привези.

д) Чтение слогов по Букварю. Составление и чтение слогов по кассе букв.

З-з-з-з за зо зу зы

е) работа с предметными картинками «комары» «замок» «Захар» «роза»

ж) звукобуквенный анализ слов «замок», «Захар», «роза»

и) чтение текста и рассказа «Роза» учителем

За-хар за-мок ро-за за-мок за-пах ро-за за-но-за

Роза. Ли-за у ро-зы. У ро-зы хо-рош за-пах. У ро-зы ши-пы. У Ли-зы ра-на. У Ли-зы за-но-за.

- повторное чтение слов учениками (жужжащее чтение)

- повторное прочтение слов учениками (по указанию учителя) с отслеживанием текста

Физминутка

Упражнения для глаз

Чтоб глаза твои зорче были, Вправо, влево побыстрей.

Чтоб в очках тебе не ходить, Удивимся – что такое?

Эти легкие движенья И закроем их скорей.

Предлагаю повторить. А теперь по кругу быстро,

Вдаль посмотрим и под ноги, Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

4. Подведение итогов урока

• Какой звук мы изучали на уроке?

• Придумайте слова с этим звуком.

• Какой это звук?

• Почему?

• Кружком какого цвета мы будем его обозначать?

• Найдите в кассе букв и покажите букву, которой обозначают звук [З].

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ж]. Буква Ж. Прописная буква в географических названиях» Цели занятий: познакомить детей с буквой Ж, научить уз- навать букву зрительно, читать с ней слоги и слова; дать представление о правиле.

Конспект занятия «Звук [Ш] и буква Шш» .

Мастер класс «Звук и буква Д, д» Конспект мастер-класс в подготовительной к школе группе «Смородинки» МБДОУ д/сад «Малыш» Тема «Буква «д» и звук «д» Форма проведения мастер.

НОД по обучению грамоте «Звук [У]. Буква У» Цели:Закрепление знаний о механизмах организации звука (у).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (у).Совершенствование.

НОД по обучению грамоте «Звук [О], буква О» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука (о,о понятиях "гласный звук,буква. Совершенствование подвижности органов артикуляционного.

НОД по обучению грамоте «Звук [м]. Буква М» Закрепление знаний о механизмах организации звука [м].Активизация словарного запаса на звук [м] по лексической теме "Лес,грибы,ягоды".Знакомство.

НОД по обучению грамоте «Звук [Н], буква Нн» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука[н].Уточнение и расширение словаря по лексической теме "Грибы,ягоды".Употребление.

НОД по обучению грамоте «Звук [б] буква «Б» Закрепление знаний о механизмах организации звука [б].Активизация словарного запаса на звук [б] по лексической теме "Дикие животные".Закрепление.

НОД по обучению грамоте «Звук [п], буква П» .

Звук и буква О - Доброе утро, ребята! Сегодня у нас в гостях ваша знакомая, Совунья. Она приготовила для вас свои хитрые задания. Сможете ли вы справиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок чтения в первом классе «Звук и буква З»
Опубликовано: 9 марта 2016 в 17:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок чтения в первом классе «Звук и буква З»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Юрьевна Молокова (УИ 385310) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД