Галина Фурцева
Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца»
▼ Скачать + Заказать документы
КГУ «Краснодонская средняя школа»
Учитель начальных классов
Фурцева Галина Владимировна
Тема: Н. М. Рубцов «Про зайца»
Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»
Задачи урока :
Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального чтения;
Развивать умение рассуждать, анализировать текст;
Воспитывать чувства сопереживания к герою произведения;
Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н, М, Рубцова „Про зайца“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Оборудование: презентация, картинки для рефлексии,
План урока :
I. Эмоциональный настрой. -1м
II. Проверка домашнего задания. -7м
III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. -5м
IV. Работа над текстом во время чтения. -13м
V. Работа с текстом после чтения. - 15м
VI. Рефлексия. -3м
VII. Домашнее задание. -1м
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой.
Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
II. Проверка домашнего задания.
1)Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем» по ролям
2)Выставка рисунков к стихотворению.
III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. (на слайде картинки из произведений разных авторов про зайца)-сл. 2
- Посмотрите на картинки и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке (о зайце)
Приём «Мозговой штурм»
-Какие стихи, рассказы и сказки читали об этом зверьке (Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Мамин-Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост)
-Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый)
-Где живут зайцы в природе?
-Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц-беляк и заяц-русак)
-Обратите внимание на обложку книги «Про зайца». Кто автор (Н. М. Рубцов)
Портрет автора. -сл3
IV. Работа над текстом во время чтения.
1)Первичное чтение стихотворения учениками шёпотом
-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение (жалость, переживание, сострадание)
-Почему?
2)Чтение стихотворения вслух. Анализ текста.
-Кто ещё является героем стихотворения (автор)
-Куда бежал заяц?
-Как он отреагировал на встречу с человеком?
-Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул ( доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц)
-Где притаился заяц?
-О чём он думал, притаившись?
-Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая». Какой приём использовал автор (олицитворение)
-Могут зайцы на самом деле так думать?
3)Выборочное чтение.
-Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая?
-Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему?
4)Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым карандашом)
-Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые.
-Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за природой)
Физминутка:-сл. 4
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись, а затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
V. Работа на темой урока после чтения.
1)Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель)
1уч. -сл. 5 3 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В автобиографии он сообщит: “Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году”. Николаю было всего 6 лет, когда “от водянки и голодовки” умерла мать.
Учитель:
-Так пишет поэт о военном детстве:
Мать умерла. Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.
2уч. -сл. 6 Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области. Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…
Учитель: Преобразившись в памяти, этот пасмурный день и вечер запомнились Николаю Рубцову :
Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик “Скорей!”,
Потом раскаты грома
И дождь… Потом
Детдом на берегу.
3уч. -сл. 7 Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.
Учитель: Сохранился рассказ учительницы литературы : “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”.
Детские впечатления ожили позже в стихах :
Помню, как тропкой, едва заметной,
В густой осоке ходили летом
Ловить налимов под речными корягами.
Поймать налима не просто было.
Мало одного желания.
Мы уставали, и нас знобило
От длительного купания.
… И долго после мечтали лежа
О чем-то очень большом и смелом,
Смотрели в небо, и небо тоже
Глазами звезд на нас смотрело.
4уч. -сл. 8-9 Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает. Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”.
Учитель:-сл. 10 В предисловии к рукописи сборника “Волны и скалы” Н. Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное…”.
В одном из сборников выходит его стихотворение “Я умру в крещенские морозы”, и оно является пророческим. В 1971 году 19 января, в крещенские морозы, погиб Николай Рубцов.
Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.
2)Работа в группах.
Работа над выразительным чтением стихотворения : учащиеся выбирают чувства- с ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.
-С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите.
3)Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек.
Приём «Авторский стул»
4) Составление пословиц:
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
-Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа)
VI. Рефлексия.
-На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес.
VII. Домашнее задание.
1. Выразительно прочитать. По желанию выучить наизусть.
Задания для групп:
1. С ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.
-С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите.
2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.