Получи документы

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца»

Галина Фурцева
Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца»
▼ Скачать + Заказать документы

КГУ «Краснодонская средняя школа»

Учитель начальных классов

Фурцева Галина Владимировна

Тема: Н. М. Рубцов «Про зайца»

Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н. Рубцова «Про зайца»

Задачи урока :

Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального чтения;

Развивать умение рассуждать, анализировать текст;

Воспитывать чувства сопереживания к герою произведения;

Публикация «Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н, М, Рубцова „Про зайца“» размещена в разделах

Оборудование: презентация, картинки для рефлексии,

План урока :

I. Эмоциональный настрой. -1м

II. Проверка домашнего задания. -7м

III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. -5м

IV. Работа над текстом во время чтения. -13м

V. Работа с текстом после чтения. - 15м

VI. Рефлексия. -3м

VII. Домашнее задание. -1м

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

II. Проверка домашнего задания.

1)Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем» по ролям

2)Выставка рисунков к стихотворению.

III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. (на слайде картинки из произведений разных авторов про зайца)-сл. 2

- Посмотрите на картинки и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке зайце)

Приём «Мозговой штурм»

-Какие стихи, рассказы и сказки читали об этом зверьке (Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Мамин-Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

-Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый)

-Где живут зайцы в природе?

-Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц-беляк и заяц-русак)

-Обратите внимание на обложку книги «Про зайца». Кто автор (Н. М. Рубцов)

Портрет автора. -сл3

IV. Работа над текстом во время чтения.

1)Первичное чтение стихотворения учениками шёпотом

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение (жалость, переживание, сострадание)

-Почему?

2)Чтение стихотворения вслух. Анализ текста.

-Кто ещё является героем стихотворения (автор)

-Куда бежал заяц?

-Как он отреагировал на встречу с человеком?

-Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул ( доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц)

-Где притаился заяц?

-О чём он думал, притаившись?

-Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая». Какой приём использовал автор (олицитворение)

-Могут зайцы на самом деле так думать?

3)Выборочное чтение.

-Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая?

-Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему?

4)Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым карандашом)

-Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые.

-Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за природой)

Физминутка:-сл. 4

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись, а затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

V. Работа на темой урока после чтения.

1)Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель)

1уч. -сл. 5 3 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В автобиографии он сообщит: “Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году”. Николаю было всего 6 лет, когда “от водянки и голодовки” умерла мать.

Учитель:

-Так пишет поэт о военном детстве:

Мать умерла. Отец ушел на фронт.

Соседка злая не дает проходу.

Я смутно помню утро похорон

И за окошком скудную природу.

2уч. -сл. 6 Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области. Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…

Учитель: Преобразившись в памяти, этот пасмурный день и вечер запомнились Николаю Рубцову :

Я смутно помню

Позднюю реку,

Огни на ней,

И скрип, и плеск парома,

И крик “Скорей!”,

Потом раскаты грома

И дождь… Потом

Детдом на берегу.

3уч. -сл. 7 Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, - ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.

Учитель: Сохранился рассказ учительницы литературы : “Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, - там, с героями стихотворения”.

Детские впечатления ожили позже в стихах :

Помню, как тропкой, едва заметной,

В густой осоке ходили летом

Ловить налимов под речными корягами.

Поймать налима не просто было.

Мало одного желания.

Мы уставали, и нас знобило

От длительного купания.

… И долго после мечтали лежа

О чем-то очень большом и смелом,

Смотрели в небо, и небо тоже

Глазами звезд на нас смотрело.

4уч. -сл. 8-9 Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает. Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти - более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”.

Учитель:-сл. 10 В предисловии к рукописи сборника “Волны и скалы” Н. Рубцов писал о своем творчестве: “Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное…”.

В одном из сборников выходит его стихотворение “Я умру в крещенские морозы”, и оно является пророческим. В 1971 году 19 января, в крещенские морозы, погиб Николай Рубцов.

Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.

2)Работа в группах.

Работа над выразительным чтением стихотворения : учащиеся выбирают чувства- с ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.

-С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите.

3)Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек.

Приём «Авторский стул»

4) Составление пословиц:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.

Заяц уж сед – навидался он бед.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

-Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа)

VI. Рефлексия.

-На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес.

VII. Домашнее задание.

1. Выразительно прочитать. По желанию выучить наизусть.

Задания для групп:

1. С ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.

-С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите.

2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.

Заяц уж сед – навидался он бед.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока литературного чтения на тему: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» для 4 класса по программе М. П. Воюшиной. Тема урока: Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Главная дидактическая цель урока: при изучении стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»,.

Конспект урока литературного чтения в третьем классе по произведению А. П. Чехова «Белолобый» Структура урока: Организационный момент, проверка домашнего задания, введение в тему урока, целеполагание урока, погружение в тему урока,.

Традиции семейного чтения — основа литературного образованияТрадиции семейного чтения — основа литературного образования Книжная культура, являющаяся фундаментальным достижениям человеческого разума и ее носитель «Homoiegens» («Человек читающий», внесли огромный.

Творчество учащихся 3 класса в рамках проведения недели «Литературного чтения» Творчество учащихся 3 класса в рамках проведения недели «Литературного чтения» классный руководитель: Солодовникова Т. Д. 1. Задание в рамках.

Урок чтения «Книги — наши друзья»Урок чтения «Книги — наши друзья» Комплексное занятие. Урок чтения «Книги –наши друзья». Цели: Образовательные: *Закрепление правильного произношения звуков речи. *Закрепление.

Урок чтения. Рекомендации для родителей Каждому родителю, несомненно, хочется как можно скорее научить своего ребёнка читать. Но зачастую дети сталкиваются с некоторыми трудностями.

Урок чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина «Старый гриб» Тема урока: природа не только средство питания, но и средство общения. Цель урока: развивать эмоциональное восприятие содержания текста,.

Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух» Целевые установки урока: 1. формирование понятия об отличительных особенностях сказки; 2. развитие у школьников посредством художественных.

Урок литературного чтения во втором классе по произведению Н. Сладкова «Песенки подо льдом» Тема: Николай Сладков «Песенки подо льдом» Цель: формирование читательской компетенции учащихся Задачи: Образовательные: -знакомство учащихся.

Урок по литературному чтению «Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка про Храброго Зайца-Длинные Уши» Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 А классе МБОУ СОШ № 20 Учитель: Никифорова Ирина Петровна Тема: Д. Н. Мамин – Сибиряк.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца»
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 20:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Н. М. Рубцова «Про зайца»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Фурцева (УИ 395817) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД