Ирина Юрьевна Молокова
Упражнения на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения по русскому языку для учащихся с ограниченными возможностями здоровья начальных классов, направленные на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения.
Чтение – это целенаправленная речевая деятельность, которая обеспечивает человека знаниями, организовывает его, воссоздаёт опыт, стимулирует интеллектуальное развитие, влияет на поведение, может изменять и совершенствовать личность, именно через чтение человек познаёт окружающий его мир. Чтение несет свои функции: воспитательную, образовательную, коммуникативную, эстетическую. Поэтому так важно прививать ребенку читательский интерес. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают особые трудности при обучении, в частности при изучении русского языка и чтения. Затруднения в понимании учащимися смысла прочитанного тормозят беглость и правильность чтения, формируют недостатки техники чтения (большое количество ошибок, низкий темп). Обучение чтению учащихся в младших классах ведется в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и направлено на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития. Известно, что успешное усвоение всех учебных предметов возможно только на хорошей языковой базе. И первостепенную роль здесь играет качество чтения.
Публикация «Упражнения на формирование и совершенствование навыков правильного и осознанного чтения у детей» размещена в разделах
Комплекс упражнений включает в себя:
1. Упражнения по обучение правильному дыханию, артикуляции, проговариванию и произношению звуков, слогов, слов, выражений
2. Упражнения на развитие внимания.
3. Упражнение на развитие скорости чтения.
4. Упражнения на развитие «Правильности чтения».
5. Упражнения на осмысленность (сознательность) чтения.
“Мы дышим!”Вздохнуть и произнести все гласные звуки.
ЭАО
А - У
А - О
Ы - И
Э – И - О
“Разомнём язычок!”
упражнения для развития четкости произношения:
• Самолеты взлетают: у-у-у.
• Машины едут: ж-ж-ж.
• Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
• Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
• Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
“Произнеси верно!»
чтение тихо и умеренно:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
“Учимся скороговорить!”
У тридцати трех полосатых
поросят тридцать три хвостика висят.
Как на горке, на пригорке. Стоят тридцать три Егорки.
Раз Егорка. Два Егорка….
Читаем цепочку слогов:
ло ба жу ня
Лиса
жа си ня ки
Тренировка в четкости произношения парных согласных по звонкости - глухости:
В З Ж Г Б Д
Ф С Ш К П Т
Сколько спряталось слов?
Волчишкоткрытоященокночь
рюклбюсрадостьуфркнп
бсолнцетргщоцэкинозгу
чклернопттелевизорччяг
щшгцкпстулрсеамтоджко
“Найди животное”
спрятавшееся среди строчек стихотворения:
Насос сосёт речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов парит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Чтение в ритм
Мышка Вилка
Марка Норка
Жарко Зайка
Цапля Чашка
Шишка Ветка
Нитка Тыква
Таблицы с фиксацией зрения на средней линии
(ряда чисел).
СО КИ
ЗИ МА
ВА ЗА
ТА 1 ТЯ
КИ 2 КЫ
МУ 3 МЮ
ТЕ 4 ТЭ
ВЁ 5 ВО
Расшифруй слова:
МАшиКАн ткВыа огЕЦуР
роДога ЧОКсунДУ ЗИНАкор
Читай как можно быстрее:
1. Однажды мужик пошел в лес.
2. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.
3. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру.
4. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег.
5. Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.
Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Солнце и ветер.
Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так.
Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.
Л. Н. Толстой
Прочитай текст вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес
агуд-агудар. отК ин тенялгзв ан угудар, кясв юе ястеубюл.
ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх,
отч ано еевисарк огомас ацнлос. окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк
- отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агудар
окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар
и ьсолатярпс аз учут - и игудар как ин олавыб.
К. Д. Ушинский
Исправь текст.
Летом Маша жил в деревне.
В письме своему другу Оле он однажды нарешал: «Около нашей деревни есть сад. Там очень много грибов и ягод».
Найди ошибки, исправь, прочитай правильно
(редактирование)
• Кто любит пруд – того и люди чтут.
• У работящего в руках тело спорится.
• Без пруда не вытащишь рыбку из труда.
• Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.
Прочитай предложение с разными интонациями:
удивления, сомнения, радости.
Хорошо в лесу весной!
Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.
• Ты пойдешь сегодня в театр?
• Ты пойдешь сегодня в театр?
• Ты пойдешь сегодня в театр?
• Ты пойдешь сегодня в театр?
Прочитай стихотворение «Испугались зайца», выделяя голосом подчёркнутые слова.
Испугались зайца
Мы ходили по грибы,
Зайца испугались.
Схоронились за дубы,
Растеряли все грибы.
А потом смеялись –
Зайца испугались.
Читай стихотворение, сочетая темп чтения и силу звука:
медленно – громко, средне – обычно, быстро – тихо.